Четвертый день пресс-тура в зеркале СМИ
17:54, 22 ноября
О пресс-туре, приуроченном к 25-летию подписания Договора о создании Союзного государства
- Поделиться в Facebook
- Поделиться ВКонтакте
- Поделиться в Twitter
Soyuz.by
«Перекресток», «Пятерочка», «Светофор». В «Красном пищевике» рассказали о реализации продукции на рынок РФ
«Мы заключили контракт с двумя федеральными сетями «Перекресток» и «Пятерочка», реализуем продукцию в «Светофор» - 2,5 тонн на 5,5 млн. долларов», - об этом российским и союзным СМИ в рамках третьего дня пресс-тура, приуроченного к 25-летию подписания Договора о создании Союзного государства, рассказал заместитель директора по коммерческим вопросам кондитерской фабрики «Красный пищевик» Александр Горбатенко.
«В этом году мы ожидаем реализацию продукции в Россию на сумму более 5 млн. долларов. Также мы заключили контракт с двумя федеральными сетями «Перекресток» и «Пятерочка», реализуем продукцию в «Светофор» - 2,5 тонн на 5,5 млн. долларов», - рассказал замдиректора по коммерческим вопросам.
Отвечая на вопрос журналистов о популярных у россиян белорусских сладостях, он отметил, что среди фаворитов находится классический зефир, который на «Красном пищевике» производится путем отсадки на сосновые доски: «Мы, пожалуй, на постсоветском пространстве остались единственные, кто производит зефир таким образом».
Он добавил, что среди любимых сладостей у россиян также жевательный мармелад, который является новым предприятием, построенным в рамках импортозамещения.
«Нам удалось выйти на должное мировое качество таких производителей, как «Харибо», «Фрутелла» - сегодня хороший мармелад, вкусный и доступный, самое главное, по цене. Естественно, наибольшей популярностью пользуется продукция, которая представлена и производится в натуральном шоколаде. Наши старшие братья – россияне – заместили натуральный шоколад на кондитерскую глазурь. Несмотря на то, что рост на сырье какао-бобов вырос, соответственно, и сумасшедшим образом выросла цена на шоколад. Мы, путем минимизации других издержек и производства путем себестоимости, да, подняли цену на шоколад, но не настолько, насколько произошел рост сырья. Принципиальная позиция была –сохранить выпуск продукции в натуральном шоколаде», - пояснил Александр Горбатенко.
К слову, зефир в шоколаде на кондитерской фабрике «Красный пищевик» реализуется посредством ручной работы.
«Машина может сделать достаточно ограниченный ассортимент зефира и только вручную можно сделать частичную глазировку продукта. Повторюсь, машина этого не сделает, плюс сама необычная форма зефира показывает, насколько такая работа является тонкой. Данная рецептура проводится давно, и мы ее не меняем», – пояснила главный технолог кондитерской фабрики «Красный пищевик» Татьяна Барбас.
Касательно географии экспорта продукции на рынок России, Александр Горбатенко отмечает, что поставки осуществляются начиная от Смоленской области до Хабаровского края.
«В России есть локальная сеть, где представлено наше предприятие, и мы даже выезжали туда с реализацией на выставку нашей фирменной торговли. Помимо этого, в нынешнем году на территории РФ открыто 8 фирменных магазинов нашей фабрики: «Бобруйский зефир», 2 магазина в Сочи, лидеры, естественно - Москва - ВДНХ и улица Большая Садовая, 1, Воронеж, Смоленск и Самара», - поделился замдиректора по коммерческим вопросам.
Он добавил, что в 2025 году на территории России планируется открытие минимум 10 торговых объектов: «Также, на уровне правительств наших двух стран решается вопрос открытия большого белорусского торгового центра, где будут представлены белорусские производители не только пищевой промышленности. Мы уверенно идем, будем открываться, хотим открываться. Старшие братья россияне любят белорусскую продукцию. Мы стараемся сохранить тот тренд белорусского качества, о котором долго заявляли».
Александр Горбатенко также рассказал и о поставке на рынок РФ новогодней линейки сладостей: «Всего у нас заказано порядка 300 тыс. новогодних чехлов, и на внутренний рынок, и на Россию. Порядка 100 тыс. уйдет на рынок РФ. Помимо этого, мы следуем тенденциям рынка. Несмотря на то, что наша основная задача – это сохранить многолетние традиции, то есть верность качеству, мы постоянно выпускаем продукцию с какими-то новинками и необычными вкусами, которые также представлены и в России». Подробнее...
Участники пресс-тура к 25-летию Союзного государства посетили БелАЭС
Очередной точкой маршрута участников пресс-тура для белорусских, российских и союзных СМИ, приуроченного к 25-летию подписания Договора о Союзном государстве, стала Белорусская атомная электростанция - уникальный союзный проект.
Проект БелАЭС в истории Союзного государства стал самым высокотехнологичным и масштабным: в строительстве атомной станции приняло участие около 40 белорусских и российских организаций.
СПРАВКА: Белорусская АЭС с двумя реакторами ВВЭР-1200 суммарной мощностью 2400 МВт построена по российскому проекту "АЭС-2006", который относится к эволюционным проектам АЭС с водо-водяными реакторами третьего поколения повышенной безопасности. Они имеют улучшенные технико-экономические показатели. Главная их особенность - уникальное сочетание активных и пассивных систем безопасности.
Благодаря запуску БелАЭС Беларусь полностью отказалась от импорта электроэнергии. Сегодня доля электроэнергии, произведенной на Белорусской атомной станции, составляет порядка 30% от общего объема электроэнергии в целом по стране.
«Проектная часть объема электроэнергии составит 40% в общем балансе» , - отметил Денис Мороз , замминистра энергетики Беларуси. Он также отметил, что активность сотрудничества с российской Госкорпорацией «Росатом» с момента запуска БелАЭС не снижается.
«Идет сотрудничество с Госкорпорацией в рамках эксплуатации и обеспечения безопасности атомной станции. Есть также новые перспективные направления. Из тех, что находятся в компетенции министерства энергетики - это сооружение на территории Республики Беларусь пункта захоронения радиоактивных отходов», - отметил Денис Мороз. - Создана отдельная компания «Бел РАО», которая будет национальным оператором по обращению с радиоактивными отходами, им подписано соглашение с компанией ТВЭЛ (топливная компания Росатома)».
Гендиректор БелАЭС Сергей Бобович отметил, что специалисты станции успешно переняли опыт работы у российских коллег, а сегодня подготовка кадров ведется уже на территории Беларуси четырьмя вузами, при этом, мы взаимодействуем с Технической и Корпоративной академиями «Росатома», в Россию организуются стажировки, идет обмен опытом.
«БелАЭС - это коллектив, где сегодня на 99,5% работают белорусские специалисты», - сообщил Сергей Бобович.
«Нам близка позиция Росатома - если чего-то не может произойти - готовься к этому прямо сейчас! Поэтому вопросы безопасности для нас сверхважны», - отметил руководитель информационного центра АЭС Эдуард Свирид.
Он подробно рассказал журналистам о том, чем атомная энергетика отличается от других видов, о том, как постепенно страх недоверия к АЭС у обывателей сменился пониманием её преимуществ, о существующей на станции многоступенчатой системы безопасности, о плановых остановках в работе БелАЭС для замены отработавшего топлива. Кстати, его утилизацией также занимается Россия.
Участники пресс-тура смогли увидеть, как идет подготовка специалистов для АЭС в учебно-тренировочном центре. Здесь, в обстановке максимально приближенной к настоящей, отрабатываются нештатные ситуации и даже максимально сложные сценарии из череды возможных нештатных ситуаций.
Ситуацию на АЭС в Островце мониторят и зарубежные эксперты. Миссии МАГАТЭ, неоднократно посетившие с визитом станцию, подтвердили - БелАЭС надежная станция, соответствующая самым высоким стандартам безопасности. Подробнее...
Порядка 62% от всей техники МАЗ экспортируется на рынок России
«На экспорт в Россию у нас идут все виды техники, в том числе и пассажирская, что составляет порядка 62%», - об этом, в рамках третьего дня пресс-тура, посвященного 25-летию подписания Договора о создании Союзного государства, рассказал заместитель генерального директора МАЗ, директор по маркетингу Владимир Янушко.
«Как правило, большим спросом у россиян пользуются седельные тягачи. Также мы активно развиваем партнерские программы. У нас 32 российских партнера, которым мы поставляем шасси, на его базе они производят собственную надстройку, после чего выходит автомобиль российского производства. Это позволяет участвовать в программах субсидирования по РФ. К примеру, мы поставили шасси Ряжскому заводу, или заводу по производству коммунальных машин для перевозки твердых бытовых отходов, они поставили свою надстройку и уже получается мусоровоз Ряжского завода», - пояснил Владимир Янушко.
Отвечая на вопрос о взаимоотношениях МАЗа и КАМАЗа, он отметил, что между двумя предприятиями партнерские отношения. «У нас сейчас есть совместные программы импортозамещения. Естественно, что в период до 2022 года отношения были дружественные, но конкуренция все же присутствовала на российском рынке, однако после введения санкций у нас появился целый ряд совместных программ по импортозамещению и по производству узлов», - рассказал замгендиректора МАЗ.
Было также упомянуто, что работа белорусского предприятия осуществляется со всеми регионами РФ: «В России наши машины поставляются дистрибьютору – «МАЗ РУС», а он уже имеет более 80 дилеров. В каждом регионе у нас есть дилер, плюс более 100 сервис-партнеров».
Кроме того, по словам Владимира Янушко , в следующем году на территории России планируется открытие первого фирменного сервисного центра МАЗ.
«Он откроется на юге России - в Ростове. Это наш первый МАЗовский центр, который будет позиционироваться как мультибрендовый», - поделился замгендиректора. Вначале там будет представлена техника МАЗ, а в последующем добавятся и другие флагманы белорусского машиностроения. Подробнее...
ФОТОфакт: репортеры российских, белорусских и союзных медиа побывали на БелАЭС и в городе Островец
Постоянный Комитет Союзного государства совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь с 18 по 22 ноября проводит большой пресс-тур для белорусских, российских и союзных СМИ, приуроченный к 25-летию подписания Договора о создании Союзного государства.
Сегодня маршрут пресс-тура был проложен в город Островец. Журналисты побывали на Белорусской атомной станции - знаковом союзном проекте над которым трудились сотни специалистов из Беларуси и России.
Проект БелАЭС подтверждает свою успешность: с введением в эксплуатацию двух реакторов Беларусь отказалась от импорта электроэнергии. Доля потребления газа для покрытия энергозатрат республики значительно снижена. На станции трудится белорусский персонал, прошедший серьезную подготовку в том числе и в Российской Федерации. Станцию регулярно посещают специалисты МАГАТЭ и других структур. Они ведут мониторинг ситуации, а ещё с их помощью создаются сложные сценарии возможных нештатных ситуаций, которые затем разбираются в учебно-тренировочном центре БелАЭС.
С началом строительства атомной станции значительно выросло население Островца, выросли новые жилые кварталы со школами и детскими садами. Сегодня Островец - это город с хорошо развитой инфраструктурой, здесь есть ДК, Ледовый дворец, спорткомплекс и многое другое для того, чтобы семьи молодых белорусских атомщиков ни в чем не нуждались.
С началом работы АЭС в Беларуси постепенно уходит стереотип "атом - это страшно", люди видят преимущества, понимают, что для республики, пережившей чернобыльские проблемы, вопросы безопасности - не пустые слова. Атом может быть мирным, когда он в надёжных руках. Подробнее...
ФОТОфакт: союзные и российские СМИ посетили кондитерскую фабрику «Красный пищевик»
В рамках третьего дня пресс-тура, приуроченного к 25-летию подписания Договора о создании Союзного государства, журналисты посетили кондитерскую фабрику «Красный пищевик».
На фабрике участников пресс-тура подробно ознакомили с процессом приготовления всеми любимого белорусского зефира, рассказали о географии поставок сладостей в регионы Российской Федерации, а также дали возможность продегустировать продукцию прямо с производства. Подробнее...
Посткомсг.рф
Начальник команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович: «Конкурент у нас один – КамАЗ»
Участники пресс-тура к 25-летию Союзного государства побывали на МАЗе
На заводе команду российских и белорусских журналистов встречает спортивная команда «МАЗ-СПОРТавто». Она дважды становилась призером ралли-рейд «Дакар», а в прошлом году победила на ралли «Шелковый путь». Лидер команды и ее начальник — Сергей Вязович.
— Как вы охарактеризуете свои отношения с командой «КАМАЗ-мастер»?
— Тут надо разделять отношения с ребятами за пределами трассы и отношения во время гонки. В обычной жизни мы — хорошие друзья, никаких проблем. Общаемся, переписываемся, где-то можем и вместе время провести. Но когда мы выходим на трассу, у каждой команды своя задача. Здесь уже без компромиссов и без обид. Есть задачи, стратегия, и каждая команда следует именно ей.
—Вы как-то рассказывали, что на «Дакаре» помогали российской команде, и они вам тоже…
— Помогали, причем случались такие моменты, которые влияли на результат гонки. А бывало, когда приходилось и мимо проехать. В гонке все друг друга понимают. Например, лидеры борются за победу. И первый из грузовиков МАЗ, как первый из грузовиков КАМАЗ, конечно же, не будет останавливаться. Но ребята, которые в общем зачете расположились чуть дальше, конечно, всегда окажут помощь. И это все понимают. Сегодня такая конкуренция между МАЗом и КАМАЗом, что на дистанции в 400 километров разрыв между ними может составить всего минуту. Понимаете, любая остановка — это катастрофа для командных задач.
— Ралли «Дакар» в классе грузовиков без вас превратился в достаточно унылое зрелище. Многие уже говорят: «Давайте возвращать МАЗ и КАМАЗ». А вы скучаете без «Дакара»?
— Вопрос очень сложный, на самом деле. Вот вы говорите о том, что на «Дакаре» без нас скучают. Могу сказать, что скучают только зрители. А вот как раз-таки участники вряд ли переживают, и они этого не скрывают.
Тем, кому интересна спортивная борьба, с нами общаются, пишут. А те, кто в отсутствие команд-фаворитов теперь могут стать либо призером, либо победителем «Дакара», конечно, этому очень рады. Если раньше они могли побороться за место в десятке, то теперь — за место в топ-3. Ну, и зачем им грустить? Для них это хорошо, для спортивной составляющей ралли — плохо.
По-хорошему, конечно, мы бы хотели вернуться, но только без условий. Под маркой МАЗ, с государственной символикой, с нашей экипировкой, в которой привыкли быть, а не обезличенными людьми, которые приехали разве что для того, чтобы поучаствовать.
МАЗ и КАМАЗ по-прежнему конкурируют в острой борьбе, за которой следит весь мир. И когда мы участвуем в «Шелковом пути», то мессенджеры просто разрываются от комментариев, в том числе от спортсменов зарубежных команд, которые не могут высказать свое мнение публично, но, тем не менее, делают это в личных сообщениях.
Сейчас очень сильно прогрессирует команда «Урал», что тоже добавляет интриги. В этом году в Астрахани, на этапе чемпионата России, они даже заехали на подиум. Это очень сложная гонка. И подиум в ней говорит о том, что у них большой потенциал и хороший грузовик.
Поэтому в плане конкуренции вообще ничего не потеряли. Мы растем. Это наши соперники, думаю, потеряли. Нет той планки, на которую нужно равняться и к которой стоит стремиться, чтобы расти.
Там же теперь есть ребята, которые на голову сильнее всего остального пелотона, при этом сравниться со скоростью наших команд они не могут.
У нас число гонок в рамках чемпионата России только увеличилось: если мы раньше ехали 3 гонки в году, то теперь запланировано 7 стартов.
— То есть с той стороны нет пока подвижек к тому, чтобы вас вернуть на «Дакар»?
— Тут вообще все просто: спортсмены не находятся под санкциями и могут на определенных условиях принять участие, но нельзя этого сделать на грузовиках МАЗ и КАМАЗ. И для нас это принципиальный момент.
Но есть санкции Евросоюза, против которых они пойти просто не могут.
— Но гонки же проходят не в Европе?
— Да, но организаторы — французы. Мы, даже если попадем, например, в Саудовскую Аравию, то деньги заплатить за участие не сможем, а значит они принять нашу заявку — тоже. Они прямо говорят: нам грозят миллионные штрафы и реальные тюремные заключения в случае допуска, например, команды «МАЗ-СПОРТ-авто» к участию, потому что МАЗ считается подсанкционным предприятием, а успешное участие в спортивных соревнованиях является инструментом рекламы. Реклама направлена на что? На прибыль. А санкции направлены против прибыли. Вот и парадокс.
— Тогда приглашайте их к себе?
— Мы готовы, но им спонсоры денег не дают.
— А вы в основном тренируетесь и гоняетесь в России?
— Да, конечно. Территория Беларуси не позволяет нам проводить те тренировки, которые нужны. Это же примерно 300–400 километров. А наша Беларусь от Бреста до Орши чуть больше 600 километров. Поэтому нам приходится ехать в Российскую Федерацию. Это, как правило, либо Астраханская, либо Волгоградская область. Там такие степи, что нет проблем с тренировками. Гонка в Астрахани — это постоянное бездорожье, она — король среди этапов чемпионата России.
— Максимальная скорость для вас — это сколько?
— В ралли-рейдах разрешено разгоняться до 140 км в час. Наш грузовик сейчас является обладателем рекорда скорости для грузовиков на льду в России — 203 км в час. Мы в 2022 году поставили этот рекорд на льду озера Байкал. Есть такая гонка, Байкальская миля.
— Ну и как были ощущения на льду?
— Заезжать было страшно с земли на лёд, отличается же от песка. но привыкли, всё нормально. Ну мы, конечно, шиповали резину.
—Помимо россиян, кто, по вашему мнению, является сильным раздражителем для вас?
— Пускай они там обижаются. Но конкурент у нас один — КамАЗ. Хоть весь остальной мир к нам приедет, а разборка за топ-3 будет идти между двумя нашими командами.
В начале пути сначала «Татра» воевала с КАМАЗом, потом «Ивеко», но потом появился МАЗ — и всё.
— А «Урал»? Вы же сказали, что они хорошо спрогрессировали.
— Ну, они только два года провели в ралли-рейдах Пока что им, конечно, нас не достать в конкурентной скорости, но они очень быстро прогрессируют.
Перспективные, можно так сказать. Очень-очень. Например, нам понадобилось 6-8 лет, а КАМАЗу еще больше, чтобы стать лидерами. А они, глядя на нас, за 2 года так спрогрессировали.
— Сложно попасть к вам команду?
— Нет, приходите на собеседование — и все. На полном серьезе. Но мы все являемся работниками предприятия. Это нужно учитывать. В 8:00 с пропуском вы приходите на работу на МАЗ. И до 16:30, вы — работник завода. «КАМАЗ- мастер» — отдельное предприятие, отдельное юрлицо. Мы же — нет. Мы входим в структуру завода и являемся его подразделением. Это обыкновенный цех номер 135, если так, по-заводскому, сказать. И мы полностью выполняем ту же работу, как и другие цеха. У нас также есть план производства, планирование изготовления деталей, конструкторский отдел.
Кто-то, например, механик по ремонту транспорта и штурман. Я — руководитель команды и пилот.
— А когда на гонку едете, то, это как в командировку, получается?
— Да, все стандартно. Командировка, отчет. Вы едете по Аргентине и чеки складываете. Подробнее...
Белорусская сгущенка и зефир к российскому столу
В рамках пресс-тура, приуроченного к 25-летию подписания Договора о создании Союзного государства, журналисты посетили кондитерскую фабрику «Красный пищевик» в Бобруйске и Рогачевский молочноконсервный комбинат
Что такое «сладкая жизнь» для журналиста? Это посещение кондитерских предприятий. На «Красном пищевике», где производят самый вкусный в Беларуси зефир, а еще горы мармелада, вкусный аромат ты ощущаешь еще на проходной. Он так и манит тебя: следуй за мной.
С сентября по апрель на предприятии самый горячий сезон, а вот в июле фабрика, наоборот, на три недели берет техническую паузу.
Участникам пресс-тура крупно повезло: они побывали сразу в нескольких цехах знаменитого предприятия в Бобруйске, которому скоро будет уже 155 лет: например, в одном из них выпускают зефир в шоколаде, но не конвейерным способом, а каждую зефиринку «купают» в начинке индивидуально. Штучный товар, ручная работа, поэтому самый дорогой. Во время дегустации он так и тает во рту.
За смену мастер должен изготовить три тысячи таких зефирок. Это только с виду кажется легко. Нескольким коллегам доверили производство шоколадных грибочков: ножка у них белая, а вот шапочку нужно аккуратно «покрасить» в коричневый цвет. Потом они признались, что было непросто и очень ответственно.
На «Красном пищевике» очень бережно относятся к традициям производства, но при этом постоянно удивляют покупателей своими новинками. Летом выпустили зефир со вкусом «пино-колада» и «клубничный мохито». В зимней серии — «латте со вкусом соленой карамели» и «шампанское со вкусом клубники». В России они уже есть в фирменных магазинах.
— У нас сейчас 18 номенклатурных позиций. Наибольший удельный вес занимает производство зефира — порядка 41%, также мармелада — 20% и халвы — 17%, — рассказывает заместитель директора по коммерческим вопросам Александр Горбатенко.
В последние три года пришлось поменять логистику по сырью: сейчас, в основном, оно из Китая и идет через Россию. Но есть и российская продукция: пектин, ароматизаторы, красители.
В Россию в 2024-м году планируется поставить продукции более чем на 5 млн долларов — это 2,5 тысячи тонн. Планы на следующий год — увеличить поставки до 7-8 млн долларов.
— Россияне больше всего любят классический зефир, который производится путем осадки на сосновые доски. Мы, пожалуй, остались единственными такими производителями на постсоветском пространстве. Очень любят в России жевательный мармелад. По качеству он не уступает западной продукции. А главное, доступен по цене. Любят также всю нашу продукцию в натуральном шоколаде: например, мармелад «Белорусочка», — говорит Александр Горбатенко.
География поставок, по его словам, самая разнообразная: от Смоленска до Хабаровска. В этом году было открыто 8 фирменных магазинов кондитерской фабрики «Красный пищевик» на территории России под вывеской «Бобруйский зефир»: по два в Сочи и в Москве, а также в Воронеже, Смоленске и Самаре. В 2025-м к ним должны добавиться еще 10.
Южане любят больше мармелад, в центральных областях — зефир. А самую дорогую продукцию, тот самый зефир ручной работы, покупают в основном сибиряки.
Поставят в Россию и 100 тысяч упаковок в так называемых новогодних чехлах.
Несмотря на тренд, что, мол, сладкое — вредно, статистика говорит немного о другом. Люди едят больше сладкого. Тем более что на «Красном пищевике» она — натуральная, из яблочного пюре. Более того, по 30-40 граммов мармелада в день даже медики рекомендуют. И даже диетологи не против зефира и мармелада.
— Там ноль жиров и всего 300 калорий, зато много витаминов и минералов. Тут сахар, патока, красители натуральные, из добавок — кислота лимонная, — с гордостью сообщает главный технолог предприятия Татьяна Барбас.
Есть легенда, что только что приготовленный мармелад однажды помог избавиться от морской болезни английской королеве.
— За продукт наш отвечаем. Он — качественный, — убежден заместитель директора по коммерческим вопросам Александр Горбатенко.
350 тысяч банок сгущенки, целое море, производят в день на знаменитом Рогачевском молочно-консервном комбинате. А еще порядка 150 тыс. банок концентрированного стерилизованного молока. Рогачев — это еще одна сладкая остановка на пути пресс-тура.
Сгущенка занимает 60 % всего объема продукции предприятия. Остальное – это почти вся линейка молочной продукции, кроме глазированных сырков и мороженого. Сыров – двадцать с лишним видов: с созреванием от месяца до года. Когда заходишь в камеру, где они созревают, то сразу впечатляешься размерами стеллажей: под потолок. Сыр в круглых и квадратных головках, пармезан, голландский…
— Мы экспортируем 75 % процентов нашей продукции. Из них – 95 процентов в Российскую Федерацию. Куда ж мы без вас, — говорит замгендиректора по производству Рогачевского МКК Александр Сазонов.
Линейка видов продукции сгущённого молока расширяется.
— У нас выпустили новый вид с фруктозой, с кокосом, лесным орехом. И варёная сгущёнка «Егорка» производится непрерывным способом сгущения молока. Она — единственная такая на Рогачевском ММК, — говорит заместитель генерального директора по идеологической работе Галина Заморская.
Технологический процесс производства сгущенного молока с сахаром занимает порядка 12 часов от поступления молока-сырья на комбинат до выхода готовой продукции. Подробнее...
Замминистра энергетики Беларуси Денис Мороз: «Проект по строительству БелАЭС — самый масштабный и высокотехнологичный в рамках Союзного государства»
Постоянный Комитет Союзного государства совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь проводит масштабный пресс-тур для белорусских, российских и союзных медиа, приуроченный к 25-летию подписания Договора о создании Союзного государства. Журналисты побывали на атомной станции в Островце
В стране обсуждают, нужна ли вторая АЭС. Об этом заявил участникам пресс-тура заместитель министра энергетики Беларуси Денис Мороз.
— Насколько БелАЭС сейчас востребована? Насколько ее электроэнергия способствует развитию экономики, новых проектов и востребована, в том числе, населением?
— Прежде всего, реализованный проект по строительству Белорусской атомной электростанции — самый масштабный и высокотехнологичный в рамках Союзного государства. Его реализация от задумки до ввода в эксплуатацию заняла достаточно короткий промежуток времени.
И если на момент начала сооружения станции в мире было достаточно людей, которые очень скептически относились к тому, что атомная энергетика должна развиваться, то к моменту ее ввода в эксплуатацию многие страны изменили свою позицию. И те, кто раньше говорил о том, что ядерная энергетика небезопасна, сегодня объявляют о своих планах сооружения атомных электростанций.
Появление БелАЭС — этого высокотехнологичного объекта — изменило структуру электропотребления в стране. Появление национальной электроэнергии, произведенной на атомном топливе, позволило сформировать стимулирующие тарифы, направленные на увеличение электропотребления. Этот рост происходит как в реальном секторе экономики, так и среди населения.
В конечном итоге мы в 2023 году наблюдали рост потребления электроэнергии в Республике Беларусь — порядка 6%. С таким же темпом, порядка 6%, идет рост электропотребления в 2024 году, но уже по отношению к 2023-му.
Мы видим, как изменяется образ жизни, уровень комфорта людей, которые используют электроэнергию. Поэтому, безусловно, строительство этого объекта положительно повлияло на энергетику в республике.
Кроме того, надо понимать, что сам по себе проект атомной электростанции — это не только энергетика, но и множество сопутствующих технологий: ядерная медицина, материаловедение. Это высокие технологии, которые пришли в нашу страну.
— А какую долю выработанная станцией энергия занимает в общем энергобалансе Беларуси?
— С учётом того, что окончательный ввод станции состоялся только в ноябре 2023-го, в прошлом году доля ядерной энергетики в общем балансе была чуть меньше 30%. В этом году, на настоящий момент, это уже около 40%.
— Планируется ли строительство новых энергоблоков в стране?
— Вопрос развития атомной энергетики, конечно, сейчас стоит на повестке. Он требует системного анализа и принятия конечного решения. Министерство энергетики как один из органов государственного управления имеет задачу от правительства разработать технико-экономическое обоснование строительства. И если мы совместно с учеными придем к пониманию, что тренды устойчивы и есть динамика роста электроэнергии, тогда, конечно, технико-экономическое обоснование будет нам показывать, насколько эффективным может быть строительство нового блока атомной электростанции, либо на существующей площадке, либо на новой площадке для создания еще одной белорусской атомной электростанции.
Работа в настоящий момент ведется в соответствии с поручениями. К 2025 году должно быть подготовлено обоснование, и мы ожидаем, что в этот период будет приниматься окончательное решение.
— По каким направлениям развивается сотрудничество с «Росатомом»?
— Госкорпорация «Росатом» — это наш стратегический партнер с момента начала сооружения атомной электростанции.Несмотря на то, что период, когда мы с ними взаимодействовали в рамках сооружения АЭС, в настоящий момент закончился, мы сейчас это сотрудничество продолжаем. В первую очередь, конечно, в рамках взаимодействия по вопросам эксплуатации и обеспечения безопасности атомной электростанции.
Кроме того, есть новые перспективные направления. Например, речь идет о сооружении на территории Республики Беларусь пункта захоронения радиоактивных отходов. Создана отдельная компания «Бел РАО», которая будет национальным оператором по обращению с радиоактивными отходами, ими подписано соглашение с компанией ТВЭЛ (топливная компания Росатома), в рамках которых происходит взаимодействие между специалистами о том, какими технологиями мы будем обеспечивать пункт захоронения радиоактивных отходов. Кроме того, мы взаимодействуем по вопросам создания цифровых двойников и тренажеров для объектов атомной и не атомной энергетики.
Есть серьезные проекты и в части аддитивных технологий.
— Раньше в прессе мелькали сообщения о том, что избыточные мощности БелАЭС планируется направлять на майнинг криптовалют. Сейчас это уже происходит?
— Вся электроэнергия, производимая на АЭС, потребляется внутри Республики Беларусь. Так уж работает система электроснабжения. И понять откуда идет энергия на майнинг: с атомной электростанции или с газовой генерации, — такой возможности, к сожалению, нет.
Появление атомной электростанции создало условия, при которых мы сформировали тарифы для привлечения майнинга в Республику Беларусь. И если компания занимается майнингом криптовалюты либо обработкой большого массива данных, то может получать электроэнергию по стимулирующим тарифам. Более того, чем больше электроэнергии потребляешь, тем дешевле она этой компании обходится. И мы на настоящий момент наблюдаем определенный интерес от различных компаний к этим тарифам, и сегодня в стране есть майнинговые компании, которые занимаются производством криптовалют. Подробнее...
Заместитель гендиректора ОАО «МАЗ» Владимир Янушко: «В следующем году откроем фирменный сервисный центр в России»
Постоянный Комитет Союзного государства совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь проводит масштабный пресс-тур для белорусских, российских и союзных медиа, приуроченный к 25-летию подписания Договора о создании Союзного государства. Журналисты побывали на Минском автозаводе
История МАЗа насчитывает более 80 лет, а само предприятие зарождалось еще в годы Великой Отечественной войны, буквально сразу после освобождения Минска от фашистов. Основанный во времена СССР, МАЗ стал одним из самых мощных предприятий машиностроения Союзного государства.
Современный Минский автозавод — это одна из крупнейших площадок в Европе, где налажена сборка техники различных видов и классов. Производственный портфель марки включает порядка 400 наименований различных видов техники. С конвейера завода выходят автобусы, микроавтобусы, грузовики, специальная техника, прицепы.
Журналисты посетили производственные мощности автозавода, ознакомились с новейшими разработками грузовой и пассажирской техники, увидели «сердце» предприятия — заводской конвейер. Его длина — 330 метров, и каждые 20 минут с него сходит грузовой автомобиль под маркой МАЗ. И ни один не похож на другой: тут все делают так, как хочет заказчик.
— Какая техника пользуется наибольшим спросом именно на рынке России? — интересуемся у заместителя генерального директора ОАО «МАЗ» — директора по маркетингу Владимира Янушко.
— Все седельные тягачи. А так на экспорт в Россию у нас идут все виды техники, в том числе и пассажирская, что составляет порядка 62%. Именно по России мы развиваем партнерские программы. У нас 32 российских завода-партнера, которым мы поставляем шасси, а на его базе они производят свою собственную надстройку. Это уже получается автомобиль российского производства, что позволяет участвовать в программах субсидирования в Российской Федерации.
То есть, например, мы поставили шасси Ряжскому заводу по производству коммунальных машин для перевозки твёрдых бытовых отходов. Они установили свою надстройку — и вот это уже их мусоровоз.
— Взаимоотношения с КАМАЗом — это партнёрство или конкуренция?
— Ну, естественно, в период до 2022 года отношения были в принципе дружественные, но все-таки мы были конкурентами на российском рынке. А вот после введения санкций, а мы раньше оказались под ними, чем КамАЗ, у нас появился целый ряд совместных программ по импортозамещению, по производству узлов, которые позволяют и КАМАЗу, и нашему заводу попадать в программу импортозамещения. У нас с КАМАЗом сейчас партнёрские отношения.
— А что за узлы?
— Это целая программа. Могу сказать, что тормозные системы у КАМАЗА и у нас были адаптированы на Wabco и Zetor. Сегодня этих компаний нет. Поэтому есть белорусская компания «Экран», которая поставляет АBS и нам, и им. И мы совместно работаем по совершенствованию этой системы.
— После введения западных санкций и ухода многих компаний на наш рынок грузовиков активно влезли китайцы, занявшие опустевшую нишу. А доля белорусской техники, например, выросла незначительно. Как им противостоять?
— Естественно, полностью потребности рынка Союзного государства совместно с россиянами мы не можем закрыть. Но, наверное, возможна система регулирования. Если в прошлом году на рынке был отложенный спрос, и он резко вырос по грузовикам и коммерческим автомобилям до 120-130 тысяч машин, то сегодня спрос потихонечку спадает и будет уже в районе 100 тысяч. А так, наш стабильный рынок — это 85-90 тысяч грузовиков в год.
Если взять мощности КАМАЗа, пусть это будет 45 тысяч машин, и наши 15 тысяч, то 60 тысяч мы можем закрыть, а все равно будет потребность.
— А какой уровень локализации по грузовикам был до санкций и сейчас?
— До введения санкций в пределах где-то 75-80%. Потому, что ряд позиций мы спокойно покупали: двигатели, коробки передач, тормоза, кондиционеры.
А сейчас в среднем 96% уровень локализации по отдельным моделям. Рама наша собственного производства, но металл мы все равно покупаем в России. Из 10 тысяч грузовиков примерно 4,5 тысячи оснащены двигателями Ярославского моторного завода, остальные сделаны в Беларуси. Осваиваем производство кондиционеров на своем заводе.
— Вы говорили, что у вас в год более 60% поставок техники приходится на Россию. Это какие регионы?
— Мы работаем со всеми регионами. В Российскую Федерацию машины поставляются нашему дистрибьютору «МАЗ-Рус», у которого более 80 дилеров плюс свыше 100 сервис-партнеров. А в следующем году, в апреле месяце, мы планируем открыть первый МАЗовский фирменный сервисный центр на территории России. Он откроется на юге России - в Ростове. Это наш первый МАЗовский центр, который будет позиционироваться как мультибрендовый. Вначале там будет представлена техника МАЗ, а в последующем добавятся и другие флагманы белорусского машиностроения. Подробнее...
Sb.by
Захоронение радиоактивных отходов и цифровые технологии: как Беларусь сотрудничает с «Росатомом»
Беларусь после завершения строительства АЭС продолжает сотрудничество с «Росатомом» по различным направлениям. Об этом заявил журналистам заместитель министра энергетики Денис Мороз.
«Госкорпорация «Росатом» — это наш стратегический партнер с момента начала сооружения атомной станции. Несмотря на то, что период сооружения закончился, мы продолжаем сотрудничество, в первую очередь в рамках эксплуатации и обеспечения безопасности атомной станции. Кроме того, есть новые перспективные направления, например, строительство в Беларуси пункта захоронения радиоактивных отходов. Создана компания «БелРАО», которая будет национальным оператором. Подписаны меморандумы с компанией «ТВЭЛ», входящей в госкорпорацию „Росатом“, происходит взаимодействие специалистов на тему технологий, которые будут использоваться в пункте захоронения», — сказал Денис Мороз.
Среди других направлений сотрудничества — внедрение цифровых технологий, в том числе создание цифровых двойников и тренажеров для объектов атомной и неатомной энергетики. Есть и серьезные проекты в сфере аддитивных технологий.
«Учитывая мощности госкорпорации и широкий спектр компетенций, мы стараемся различные направления по максимуму охватывать», — заключил замминистра.
Белорусская АЭС с двумя реакторами ВВЭР-1200 суммарной мощностью 2400 МВт построена по российскому проекту «АЭС-2006», который относится к эволюционным проектам АЭС с водо-водяными реакторами (ВВЭР) третьего поколения повышенной безопасности. Они имеют улучшенные технико-экономические показатели. Главная их особенность — уникальное сочетание активных и пассивных систем безопасности. Здание реактора укрыто двойной защитной оболочкой. Реактор не пострадает в случае землетрясения, урагана, наводнения, взрыва и даже падения самолета.
Первый блок Белорусской атомной станции введен в промышленную эксплуатацию в июне 2021 года, второй — в ноябре 2023-го. Подробнее...
Гендиректор БелАЭС: станция на 99,5 % укомплектована отечественными специалистами
Белорусская атомная электростанция укомплектована на 99,5 % отечественными специалистами. Об этом заявил журналистам генеральный директор БелАЭС Сергей Бобович, пишет БЕЛТА.
«Развитие атомной энергетики в стране неразрывно связано с очень важным вопросом подготовки персонала. Одним из основных рисков в нашей работе является человеческий фактор. Опыт, который был наработан в Советском Союзе и успешно применяется Российской Федерацией на объектах «Росатома», мы переняли. Вначале к нам приехали специалисты с опытом эксплуатации и помогли создать, настроить эту систему. А сегодня БелАЭС — это коллектив, где на 99,5 % работают белорусские специалисты», — сказал Сергей Бобович.
Он подчеркнул, что выстроена система подготовки кадров по всем направлениям. «Белорусские вузы готовят для нас специалистов. Но при этом мы очень плотно работаем с Технической академией «Росатома», Корпоративной академией «Росатома», с другими вузами. И при необходимости берем у них информацию, направляем туда своих специалистов для повышения квалификации, для обмена опытом. И сегодня могу сказать четко, что белорусская атомная станция укомплектована на 100 % необходимым персоналом, и это практически полностью белорусские специалисты», — отметил гендиректор БелАЭС.
По его словам, белорусские специалисты проходят стажировки за рубежом. Идет также плотная работа с международными организациями — Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) и Всемирной ассоциацией организаций, эксплуатирующих атомные электростанции (ВАО АЭС).
«Мы не только проходим подготовку — наши специалисты уже являются экспертами по многим направлениям. И мы содействуем внедрению лучших практик на других объектах. Мы сегодня полностью окунулись в мировую атомную практику и полноценно там себя чувствуем», — подчеркнул Сергей Бобович.
Он также сделал акцент на том, что у работников станции есть все возможности для самореализации. «Наши люди не ищут легких путей в этой жизни. Мы все пришли сюда для того, чтобы показать, на что мы способны. Поэтому, когда молодые специалисты сюда приходят, мы показываем, что у них есть огромные возможности. И те компетенции, которые они здесь приобретают, позволяют им развиваться, двигаться дальше. Молодые люди сегодня должны четко понимать, где они будут через 5–10 лет, чтобы выстраивать свой карьерный рост. Все зависит в основном от них, а предприятие со своей стороны сделает все возможное», — резюмировал гендиректор БелАЭС. Подробнее...
В Минэнерго пояснили, как БелАЭС помогает развитию майнинга криптовалют в Беларуси
Как БелАЭС способствует развитию майнинга криптовалют в Беларуси, рассказал журналистам заместитель министра энергетики Денис Мороз. Об этом пишет БЕЛТА.
«Система электроснабжения работает так, что невозможно определить, откуда идет электроэнергия на майнинг криптовалют — с атомной станции или с газовой генерации. Однако появление БелАЭС создало условия, при которых мы сформировали стимулирующие тарифы для привлечения майнинга в Беларусь. Если компания занимается майнингом криптовалюты либо обработкой большого массива данных, она может получать электроэнергию по стимулирующим тарифам. Более того, эти тарифы дифференцированы по объемам потребления электроэнергии. Чем больше электроэнергии потребляет такая компания, тем дешевле для нее электроэнергия», — сказал Денис Мороз.
По его словам, наблюдается определенный интерес различных компаний к этой тематике благодаря стимулирующим тарифам. «Сегодня в стране есть майнинговые компании», — отметил замминистра.
Белорусская АЭС с двумя реакторами ВВЭР-1200 суммарной мощностью 2400 МВт построена по российскому проекту «АЭС-2006», который относится к эволюционным проектам АЭС с водо-водяными реакторами (ВВЭР) третьего поколения повышенной безопасности. Они имеют улучшенные технико-экономические показатели. Главная их особенность — уникальное сочетание активных и пассивных систем безопасности. Здание реактора укрыто двойной защитной оболочкой. Реактор не пострадает в случае землетрясения, урагана, наводнения, взрыва и даже падения самолета.
Первый блок Белорусской атомной электростанции введен в промышленную эксплуатацию в июне 2021 года, второй — в ноябре 2023 года. Подробнее...
Мороз: ввод БелАЭС изменил структуру электропотребления в стране
Многие скептики в мире уже изменили свое отношение к атомной энергетике. Об этом заявил журналистам заместитель министра энергетики Денис Мороз, пишет БЕЛТА.
«Проект БелАЭС — самый масштабный и высокотехнологичный из реализованных в рамках Союзного государства. Реализация от задумки до ввода в эксплуатацию заняла достаточно короткий промежуток времени. Решение о строительстве БелАЭС было принято в 2008 году. И это было дальновидное решение. Если на момент начала сооружения станции в мире было достаточно много скептиков по поводу развития атомной энергетики, то к моменту ее ввода в эксплуатацию многие страны изменили свою позицию. Те, кто раньше говорил о том, что атомная энергетика — это небезопасно, сегодня объявляют о своих планах по сооружению атомных станций», — сказал Денис Мороз.
По его словам, ввод БелАЭС изменил структуру электропотребления в стране: «Появление отечественной электроэнергии с АЭС позволило сформировать стимулирующие тарифы, направленные на увеличение электропотребления. Это происходит как в реальном секторе, так и среди населения». Подробнее...
БелТА
Гендиректор БелАЭС: станция укомплектована на 99,5% отечественными специалистами
Белорусская атомная электростанция укомплектована на 99,5% отечественными специалистами. Об этом заявил журналистам генеральный директор БелАЭС Сергей Бобович, передает корреспондент БЕЛТА.
"Развитие атомной энергетики в стране неразрывно связано с очень важным вопросом подготовки персонала. Одним из основных рисков в нашей работе является человеческий фактор. Опыт, который был наработан в Советском Союзе и успешно применяется Российской Федерацией на объектах "Росатома", мы переняли. Вначале к нам приехали специалисты с опытом эксплуатации и помогли создать, настроить эту систему. А сегодня БелАЭС - это коллектив, где на 99,5% работают белорусские специалисты", - сказал Сергей Бобович.
Он подчеркнул, что выстроена система подготовки кадров по всем направлениям. "Белорусские вузы готовят для нас специалистов. Но при этом мы очень плотно работаем с Технической академией "Росатома", Корпоративной академией "Росатома", с другими вузами. И при необходимости берем у них информацию, направляем туда своих специалистов для повышения квалификации, для обмена опытом. И сегодня могу сказать четко, что белорусская атомная станция укомплектована на 100% необходимым персоналом, и это практически полностью белорусские специалисты", - отметил гендиректор БелАЭС.
По его словам, белорусские специалисты проходят стажировки за рубежом. Идет также плотная работа с международными организациями - Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) и Всемирной ассоциацией организаций, эксплуатирующих атомные электростанции (ВАО АЭС).
"Мы не только проходим подготовку - наши специалисты уже являются экспертами по многим направлениям. И мы содействуем внедрению лучших практик на других объектах. Мы сегодня полностью окунулись в мировую атомную практику и полноценно там себя чувствуем", - подчеркнул Сергей Бобович.
Он также сделал акцент на том, что у работников станции есть все возможности для самореализации. "Наши люди не ищут легких путей в этой жизни. Мы все пришли сюда для того, чтобы показать, на что мы способны. Поэтому когда молодые специалисты сюда приходят, мы показываем, что у них есть огромные возможности. И те компетенции, которые они здесь приобретают, позволяют им развиваться, двигаться дальше. Молодые люди сегодня должны четко понимать, где они будут через 5-10 лет, чтобы выстраивать свой карьерный рост. Все зависит в основном от них, а предприятие со своей стороны сделает все возможное", - резюмировал гендиректор БелАЭС.
Белорусская АЭС с двумя реакторами ВВЭР-1200 суммарной мощностью 2400 МВт построена по российскому проекту "АЭС-2006", который относится к эволюционным проектам АЭС с водо-водяными реакторами (ВВЭР) третьего поколения повышенной безопасности. Они имеют улучшенные технико-экономические показатели. Главная их особенность - уникальное сочетание активных и пассивных систем безопасности. Здание реактора укрыто двойной защитной оболочкой. Реактор не пострадает в случае землетрясения, урагана, наводнения, взрыва и даже падения самолета.
Первый блок Белорусской атомной станции введен в промышленную эксплуатацию в июне 2021 года, второй - в ноябре 2023-го. Подробнее...
В Беларуси обсуждают, нужна ли вторая АЭС: технико-экономическое обоснование подготовят в 2025 году
Технико-экономическое обоснование строительства третьего энергоблока или второй АЭС в Беларуси подготовят в 2025 году. Об этом заявил журналистам заместитель министра энергетики Денис Мороз, передает корреспондент БЕЛТА.
"Вопрос развития атомной энергетики в Беларуси сейчас на повестке дня. На эту тему постоянно говорит глава государства. Этот вопрос требует системного анализа и принятия конечного решения. У Министерства энергетики есть задача от правительства по разработке технико-экономического обоснования. Мы в настоящий момент изучаем перспективы. Видим тренды достаточно бурного роста потребления электрической энергии. Если мы совместно с учеными придем к пониманию, что эти тренды устойчивые, тогда, конечно, технико-экономическое обоснование нам покажет, насколько эффективным может быть либо строительство нового энергоблока атомной станции на существующей площадке, либо создание еще одной станции на новой площадке", - сказал Денис Мороз.
По его словам, в настоящий момент эта работа ведется. "В соответствии с поручениями в 2025 году должно быть подготовлено технико-экономическое обоснование, и мы ожидаем, что в этот период будет приниматься окончательное решение", - заключил замминистра.
Белорусская АЭС с двумя реакторами ВВЭР-1200 суммарной мощностью 2400 МВт построена по российскому проекту "АЭС-2006", который относится к эволюционным проектам АЭС с водо-водяными реакторами (ВВЭР) третьего поколения повышенной безопасности. Они имеют улучшенные технико-экономические показатели. Главная их особенность - уникальное сочетание активных и пассивных систем безопасности. Здание реактора укрыто двойной защитной оболочкой. Реактор не пострадает в случае землетрясения, урагана, наводнения, взрыва и даже падения самолета. Первый блок Белорусской атомной станции введен в промышленную эксплуатацию в июне 2021 года, второй - в ноябре 2023-го. Ежегодно БелАЭС будет генерировать порядка 18 млрд кВт.ч и обеспечит более 40% внутренних потребностей страны в электроэнергии. Атомная станция - это не только гарант энергетической безопасности Беларуси, но и весомый вклад в общее дело по смягчению последствий изменения климата. За счет ввода БелАЭС выбросы парниковых газов будут сокращаться примерно на 7 млн т в год. Подробнее...
Телеканал ОНТ
На МАЗе прошел пресс-тур для белорусских и российских СМИ
Такие мероприятия уже получили статус постоянных
На МАЗе прошел пресс-тур для белорусских и российских СМИ
Минский автомобильный завод 20 ноября 2024 года посетили журналисты из нашей страны, а также России. Об этом информирует официальный Telegram-канал Представительства МТРК «Мир» в Беларуси.
Журналистам рассказали о новинках отечественного автопроизводства, включая электрический мусоровоз.
«Заводская [спортивная] команда Сергея Вязовича поделилась планами по модернизации своих гоночных грузовиков. Экипаж уже начал готовиться к соревнованиям в России и Монголии», – говорится в сообщении. Подробнее...
Российская газета
Запуск Белорусской АЭС позволил стимулировать майнинг криптовалют
Необходимость строительства еще одной атомной электростанции в Беларуси оценят в 2025 году. Об этом рассказал журналистам в рамках пресс-тура, приуроченного к 25-летию Союзного государства замминистра энергетики республики Беларусь Денис Мороз. Запуск первой белорусской АЭС уже привел к возможности введения стимулирующих тарифов на электроэнергию, росту потребления и развитию майнинга.
Минэнергетики республики правительством поставлена задача разработки технико-экономического обоснования строительства новых мощностей, рассказал Денис Мороз. "Если мы совместно с учеными приходим к пониманию, что эти тренды устойчивые и есть динамика роста электроэнергии, тогда, конечно, ТЭО будет нам показывать, насколько эффективно может быть строительство нового блока АЭС либо на существующей площадке, либо на новой площадке создания еще одной белорусской атомной электростанции. Работа в настоящий момент ведется", - рассказал Денис Мороз. ТЭО должно быть подготовлено в 2025 году, тогда же, как ожидается, будет приниматься окончательное решение.
Запуск первой в Беларуси АЭС позволил разработать стимулирующие тарифы на электроэнергию, добавил Мороз.
"У нас есть отдельные тарифы, которые оговаривают, что если компания занимается майнингом криптовалюты либо обработкой большого массива данных, она может получать электроэнергию по стимулирующим тарифам, - рассказал замминистра. - Эти тарифы дифференцированы в зависимости от объемов потребления электроэнергии: чем больше потребляет компания, тем дешевле эта электроэнергия для этой компании обходится. И мы наблюдаем определенный интерес от разных компаний к этим тарифам. И сегодня в стране есть майнинговые компании, которые занимаются производством криптовалют".
Несмотря на завершение строительства и запуска АЭС Беларусь не прекращает взаимодействие с "Росатомом". Точки взаимодействия - обеспечение эксплуатации и безопасности АЭС, сооружение на территории Беларуси пункта захоронения радиоактивных отходов, цифровые технологии (создание цифровых двойников и тренажеров для объектов энергетики).
Белорусская АЭС вводилась в промышленную эксплуатацию в 2021-2023 годах. АЭС с двумя реакторами суммарной мощностью 2400 МВт построена по российскому проекту, который относится к эволюционным проектам АЭС с водо-водяными реакторами третьего поколения повышенной безопасности. Реактор, как уверяют на станции, не пострадает в случае землетрясения, урагана, наводнения, взрыва и даже падения самолета. Тем не менее на станции работает учебно-тренировочный центр, где ежегодно проходят обучение более 1500 специалистов станции. Российским журналистам во время экскурсии по центру даже разрешили нажать красную кнопку и как бы остановить реактор, после чего персонал начал учения по ликвидации ЧП. Подробнее...
Беларусь будет поставлять сладости в российские супермаркеты
Предпочтения россиян в выборе сладостей зависят от региона. Об этом рассказали журналистам в рамках пресс-тура, приуроченного к 25-летию Союзного государства Беларуси и России, сотрудники кондитерской фабрики в белорусском Бобруйске, где делают зефир, мармелад, халву и прочие сладости.
Больше всего россияне любят классический зефир, заверяет замдиректора по коммерческим вопросам фабрики "Красный Пищевик" Александр Горбатенко. Также ценят в России жевательный мармелад - его производят на новом предприятии, построенном в рамках импортозамещения, и ему уже удалось выйти на уровень качества всемирно известных производителей, уверяет Горбатенко.
Большой популярностью пользуется и продукция, которая производится в натуральном шоколаде. Это, например, тот же мармелад или зефир, но в шоколаде, шоколаде с крошкой или с орехами. Шоколадную "обливку" делают на фабрике вручную - пока не удалось найти технику, которая идеально заменила бы этот ручной труд.
Попав в цех, прошу тест-драйв: попробовать своими руками изготовить зефирный грибок с шоколадной шляпкой (чуть ли не самая знаменитая продукция фабрики). Казалось бы - чего проще: окунуть макушку зефирки в жидкий шоколад и поставить сушиться. Но нет - глазурь свисает с шляпки комком, а когда пытаюсь ее аккуратно промокнуть о подставку, как это легким движением делают профессионалы рядом - сдираю ее до белой шляпки. Первый грибок опытная сотрудница терпеливо за мной подправляет. Но второй, с легкой завитушкой на шляпке, уже разрешает поставить в поддон. За столом рядом склеивают продолговатые зефирки в подобие эклера, половинку которого потом тоже покроют шоколадом. Липкие половинки легко складываются в пирожное, главное - склеить их ровно. Тут я справляюсь. Сотрудница фабрики даже предлагает мне трудоустройство. Но нет - нас зовут дальше, в мармеладный цех.
"Южные регионы России почему-то больше склонны к нашему жевательному мармеладу, но менее - к шоколаду. Наверное, потому что там жарко, - говорит Александр Горбатенко. - Самую дорогую с точки зрения цены продукцию любят в регионах ближе к Сибири. В Москве покупают все, но самое востребованное - это зефир по классической рецептуре и продукция в шоколаде".
Накануне о пристрастии россиян к белорусским сладостям журналистам рассказывали на "Рогачевском МКК". Знаменитую сгущенку, смеси для мороженого и другую продукцию комбината закупают практически все российские регионы, в нашу страну идет 75-80% продукции комбината.
Бобруйская фабрика по итогам этого года поставит в Россию товаров на сумму более 5 млн долларов, говорит Горбатенко. Недавно "Красный пищевик" заключил контракты с двумя федеральными сетями супермаркетов, а в начале следующего года планирует договориться с третьей. Поэтому цель следующего года - выйти на поставки в 7-8 млн долларов.
В то же время есть и встречный поток - россияне, в свою очередь, поставляют на фабрику ряд компонентов. Раньше многое закупали в Европе, но в последние годы пришлось переориентироваться. Теперь фабрика закупает агар-агар, пектин, красители и ароматизаторы у российских поставщиков, отметила главный технолог "Красного пищевика" Татьяна Барбас. Часть из них - российского производства, часть - через российских посредников поставляется из Китая.
Сейчас фабрика готовится к Новому году. Заказано порядка 300 тысяч "новогодних чехлов" - накладок с новогодней тематикой на коробки, из них около 100 тысяч уйдет в Россию, сообщил Горбатенко. А одна из новинок фабрики - тоже вполне новогодняя: зефир со вкусом шампанского и клубники. Подробнее...
Санкции усилили сотрудничество российских и белорусских автозаводов
Уровень локализации МАЗов достиг 90-96% - почти все детали делают в России или Беларуси. На дальнее зарубежье приходится лишь несколько процентов. Об этом рассказали журналистам на заводе в рамках пресс-тура, приуроченного к 25-летию Союзного государства Беларуси и России.
До введения санкций уровень локализации автомобилей составлял 75-80%, рассказал заместитель гендиректора Минского автозавода (МАЗ) - директор по маркетингу Владимир Янушко. Однако с тех пор ситуация изменилась. Сейчас 50-55% комплектующих для МАЗов производят в Беларуси, еще порядка 45% - в России. Из нашей страны в Минск привозят противосажевые фильтры, двигатели, диски и др., испытывается новая коробка передач. Лишь 4% деталей поступают из Китая и других стран - в основном это электроника, чипы.
МАЗ из-за санкций не останавливался ни на день, подчеркивает Янушко. Сейчас здесь собирают новый грузовик за 20 минут. За 8-часовую смену с конвейера сходит 40 автомобилей. А за год - более 14 тысяч грузовиков, спецтехники и других автомобилей. Большая часть продукции - порядка 62% - ориентированы на российский рынок. Особенным спросом пользуются седельные тягачи. У МАЗа есть 32 завода-партнера в России - шасси МАЗов здесь укомплектовывают кузовами самосвалов, мусоровозов и другой техники.
Совместные программы импортозамещения есть у завода с российскими коллегами с КАМАЗа. "До 2022 года отношения были дружественные, но все-таки мы были конкуренты на российском рынке, - рассказывает о взаимоотношениях двух заводов Владимир Янушко. - После введения санкций появился целый ряд программ по импортозамещению, по производству узлов, которые позволяют и КАМАЗу, и нашему заводу решать программу импортозамещения".
В апреле МАЗ планирует открыть первый в России фирменный сервисный центр МАЗа - в Ростове-на-Дону. В дальнейшем он должен стать мультибрендовым, отметил Янушко - там будут представлены и "Гомсельмаш", и "БЕЛАЗ", и другие флагманы белорусского машиностроения.
Кроме того, в следующем году на базе МАЗа откроется автобусный завод. В результате количество автобусов должно вырасти с нынешних 1,5 тыс. до 3 тыс. в год. Предусматривается производство новой линейки третьего поколения пассажирской техники. В их числе - перронные автобусы. МАЗ, по словам Янушко, единственный завод в СНГ, кто их производит. "Ряд российских аэропортов уже купили эти автобусы второго поколения. А первое поколение, их 200 единиц, эксплуатируется в аэропортах России", - сказал представитель предприятия. На новом заводе будет выпускаться линейка автобусов третьего поколения. Подготовка производства уже завершена. Подробнее...
Беларусь Новости
Российские журналисты посетили Минский автомобильный завод
Эксклюзивные кадры и новые инфоповоды. В пресс-тур по Беларуси приехали российские журналисты. Накануне представители 20 редакций побывали в обычно закрытых для посторонних цехах нашего промышленного гиганта: гостей принимали на МАЗе, сообщили в программе «Беларусь.Новости».
Этот завод как настоящий город с улицами, особыми дорожными знаками и правилами передвижения. Знакомство начали с главного сборочного конвейера. Его протяженность – более 300 метров, а за сутки здесь выпускают около 30 машин. Причем, работа настолько автоматизирована, что информационный пул смог увидеть полный цикл производства, вплоть до первого пуска двигателя.
Александр Павлов, корреспондент телеканала RTVI:
В Беларуси первый раз. Интересная страна. Мы ездим на автобусе очень часто. Красивая природа. По заводам, например, по этому, МАЗ. Очень интересно, никогда до этого не был на заводах, тем более таких больших.
Дмитрий Горн, корреспондент телеканала «Россия 24»:
Интересно, что технологическая цепочка вся, от рамы до первого запуска двигателя, занимает всего 2,5-3 часа. Интересно, что работают здесь, в том числе молодые ребята. Равных строительной, дорожной технике, которую производят на МАЗе, БЕЛАЗе, нет.
Минский автомобильный завод – хорошо известный белорусский бренд. Здесь, вопреки международным ограничениям, наращивают объемы производства, расширяют рынки сбыта. Особенно тесное сотрудничество налажено с Россией. Так, есть договоренности по совместному выпуску спецтехники. А в Ростове-на-Дону уже в 2025 году откроется торгово-сервисный центр МАЗа. Подробнее...