Новостные рубрики

Счастливого пути тебе,  «Беларусь»!  - 60 лет назад между Минском и Москвой стал курсировать фирменный поезд

09:46, 6 апреля

rw.by

2 апреля 1962 года, ровно 60 лет назад, в свой первый рейс из Москвы в Минск отправился фирменный поезд Белорусской железной дороги. По стечению обстоятельств, спустя 35 лет именно этот день стал Днём единения народов Беларуси и России - в 1997 году был подписан Договор «Об образовании Сообщества России и Беларуси». Впрочем, поезд во многом предвосхитил события будущего - он стал символом нерушимой и крепкой связи народов Беларуси и России. За 60 лет поезд «Беларусь» перевез  более 11 млн. пассажиров, сменил множество составов, но он по-прежнему высоко держит марку своеобразного эталона на железной дороге, рассказывает корреспондент soyuz.by. 

Решение создать первый белорусский фирменный поезд было принято на самом высоком уровне – постановлением  ЦК КПСС, причём, такого знака внимания БССР удостоилась первой среди союзных республик. Пилотный проект получился блестящим, высоко оцененным  его пассажирами (а среди них было немало известных политических и общественных деятелей, звезд эстрады, театра и кино, выдающихся спортсменов). И поэтому  несколько позже фирменные поезда, курсировавшие на Москву, появились и в других братских республиках.

Первые вагоны знаменитого поезда были сформированы Московской железной дорогой и переданы белорусской стороне. Спустя непродолжительное время республике передали второй состав «Беларуси». 

До 1962 года добраться до столицы СССР из Минска на поезде можно было, но движение поездов тогда было нерегулярным, постоянно менялись нумерация составов и расписание движения. Все это создавало неудобства пассажирам.

Многие пассажиры до сих пор называют этот поезд «единичкой» и «двоечкой», причем,  номера "1" и "2" (именно они были присвоены поезду в общесоюзном значении), появились не из-за статуса городов. Дело в том, что  все поезда, следующие на восток, имеют четные номера, а те, что идут на запад, - нечетные. Поэтому фирменный поезд «Беларусь» мчится в Москву под вторым номером, а домой возвращается как первый. Поначалу поезд обслуживали две бригады проводников: белорусская ехала до Москвы, российская  до Минска. Впоследствии поезд полностью перешел под контроль белорусов.

С запуском фирменного поезда время прибытия поезда, курсирующего между Минском и Москвой, отклонялось не более чем на 2 минуты (!), и это, пожалуй, было одним из самых больших транспортных достижений, которому могут только позавидовать современные авиакомпании, - с гордостью утверждают специалисты Минского отделения Белорусской железной дороги. По движению фирменного поезда  многие сельчане узнавали и сверяли время, ведь часы тогда были не у каждого крестьянина. Поскольку все знали, в котором часу должен промчаться вблизи их населенного пункта фирменный поезд, по нему сельским жителям было легко сверять время. 

Интересный факт: время и скорость движения поезда практически не изменилась на протяжении десятилетий. Несмотря на то, что сначала вагоны тянул паровоз, потом тепловоз, а сегодня - электровоз, путешествие из белорусской столицы в российскую и обратно, всегда занимало около 10 часов. Из одной столицы в другую экспресс идет со средней скоростью 95 километров в час. 

Первые составы значительно отличались от современных: они не имели систем кондиционирования, топились древесным углем, в первых составах ходили «царские» вагоны немецкого производства. Последние  были оборудованные мебелью из красного дерева с позолотой, креслом и умывальником. В спальных вагонах висели большие корабельные часы. Путешествие в фирменном поезде уже тогда можно было назвать  комфортным: например, пассажирам застилали белье (кстати, такая традиция началась как раз с «двойки»), им приносили завтрак (заварной крупнолистовой чай и сухари), предлагали шахматы и шашки. 

Кстати, в первые десятилетия в зависимости от сезона года менялся цвет форменной одежды: зимой она была черного цвета, летом - серого. Впоследствии форменная одежда стала темно-синей.  

В современных вагонах используют мощные преобразователи, поэтому к электросети в поездах можно подключать любые приборы, в частности подзаряжать мобильные телефоны и ноутбуки. Сегодня поезд оборудован усовершенствованной системой кондиционирования, а также биотуалетами, позволившими пассажирам забыть о санитарных зонах. Новые отделочные материалы и повышенная шумоизоляция, равно как и светодиодные светильники вместо колбового фонаря в старых вагонах, позволяют путешествовать с большим комфортом.

В  1994 году по решению Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ поезду присвоили  название «Беларусь» и подтвердили статус «фирменного». В феврале этого года поезд № 2/1 Минск–Москва «Беларусь» был аттестован с оценкой «отлично». Уверена, что любой из пассажиров, путешествуя  этим поездом,  согласен с этой высокой оценкой работы коллектива обслуживаемого пассажиров в пути.

Сегодня фирменный поезд «Беларусь» - она из самых известных  визитных карточек нашей страны. Он ежедневно курсирует по маршруту Минск-Москва - Минск, преодолевая расстояние в 750 км за 10 часов. В пути делает три остановки: в Орше, Смоленске и Вязьме. Расписание составлено с учетом комфортного времени отправления и прибытия для пассажиров: вечером поезд стартует с вокзала станции Минск-Пассажирский в 22:10 и приходит в российскую столицу в 8:15. Обратно отправляется в 22:10 и прибывает в Минск в 7:25.

Мне остается  пожелать тем, кто решил отправиться в Москву и Минск  поездом  № 2/1 Минск–Москва «Беларусь»: приятного вам путешествия! Оно действительно будет приятным и незабываемым!

Пассажир фирменного поезда Галина Трофименко («Soyuz.by»)  

Другие материалы в категории «Общество»

Белорусы смогут бесплатно отправить почтовые карточки ветеранам ко Дню Победы

16:38, 3 мая

Эксперт рассказала о проблеме распространения инвазивных растений на территории Беларуси

16:18, 3 мая

Профсоюзы Гродненской и Калининградской областей в формате телемоста обменялись опытом в сфере социального партнерства

15:55, 3 мая

Посольство России в Беларуси: дан старт международной акции «Окна Победы»

14:05, 3 мая