Владимир Короткевич: по местам «охоты» короля
14:31, 26 ноября
26 ноября исполняется 90 лет со дня рождения классика белорусской литературы, основоположника национальной историко-приключенческой прозы.
- Поделиться в Facebook
- Поделиться ВКонтакте
- Поделиться в Twitter
Всенародную любовь и славу он познал сполна ещё при жизни. В памяти современников Короткевич остался чуть ли не единственным автором советской эпохи, вызвавшим ажиотажный интерес сразу к двум своим произведениям – повести «Дикая охота короля Стаха» и роману «Черный замок Ольшанский». И сегодня, согласно рейтингу торговой сети «Белкнига», Владимир Короткевич у себя на родине остается самым популярным писателем. Его произведения издаются рекордными тиражами не только в Беларуси, но и на всём постсоветском пространстве, к юбилею готовятся к выходу в свет новые редакции собраний сочинений и очередные переводы, - интерес к творчеству Короткевича с годами, словом, не ослабевает.
Некогда Владимир Семёнович любил повторять: «Писать нужно так, чтобы ваши книги из библиотек крали. - И добавлял после паузы, - мои крадут». Сегодня хотелось бы вспомнить некоторые эпизоды его жизни и заглянуть в наиболее тесно связанные с ним уголки страны.
«Орша – мой любы горад…»
Короткевич с детства отличался многогранностью природных дарований: в три с половиной года он научился читать, в шесть лет пытался сочинять стихи, немногим старше - писал рассказы и украшал их собственными иллюстрациями, выполненными карандашом или тушью… По мнению его друга, поэта Рыгора Бородулина, художник Короткевич мог составить серьезную конкуренцию Короткевичу - писателю. Вдобавок юноше были не чужды музыкальная культура и образование. Откуда такие таланты? Если учесть, что исторической родиной будущего классика стал маленький городок Орша на востоке Витебской области. Здесь 26 ноября 1930 года Владимир появился на свет – самый младший и третий по счету ребенок в семье достаточно интеллигентной и образованной, к тому же имевшей в своем роду предков шляхетского происхождения. Но советскому чиновнику не к лицу было кичиться этим, потому Семен Тимофеевич решал себе бюджетные вопросы в райфинотделе и не испытывал судьбу понапрасну. Его супруга, Надежда Васильевна, тоже, несмотря на то, что знала иностранные языки и мировую литературу, занималась исключительно детьми и домашним хозяйством.
Однако генетика вкупе с окружением сделали свое дело: Владимир, унаследовав от отца и матери лучшие качества, стал не просто мэтром белорусского художественного слова, а властителем дум целого поколения соотечественников, он много и неустанно путешествовал по родной стране, изучал ее историю и культуру. Благодарное белорусское Приднепровье не только помнит и любит, но и гордится своим земляком.
Сегодня одна из главных достопримечательностей Орши – это памятник писателю на месте бывшего родительского дома, где семья жила до самого начала Великой Отечественной войны. С начала 2000-х годов в городе также действует «Оршанский музей В.С. Короткевича».
Рогачев – творческая мастерская
Если Орша – малая родина Владимира Семеновича, то Рогачев – его своеобразная творческая мастерская. Сюда он приезжал к своему деду, Василию Юллиановичу Гринкевичу, потом, уже в зрелом возрасте, – в его дом, где гостил у родственников. Он подолгу засиживался с блокнотом на Замковой горе, у руин владений королевы Боны Сфорца. А на старом городском кладбище его внимание привлекала могила шляхтича Томаша Гриневича, расстрелянного в Рогачеве в 1863 году во время восстания Кастуся Калиновского. Говорят, что этот шляхтич и был предком Владимира Короткевича по женской линии, а лишнюю букву в фамилию потом добавили для безопасности, не более…
Как бы там ни было, но именно от деда Василия мальчик впервые услышал изложение тех далеких трагических событий, узнал и много других преданий и легенд. Все эти откровения старшего родственника позже лягут в основу будущих произведений Короткевича, названия которым подберутся сами собой - «Земля дедов», «Седая легенда», «Нельзя забыть». В этих краях Короткевич начал писать и один из главных своих романов - «Колосья под серпом твоим».
- Постарался заплатить этой книгой долг Днепру, людям 1863 года, Беларуси, - говорил впоследствии Короткевич. Кстати, произведение, известное нам сегодня, на самом деле лишь треть от задуманной эпопеи. Короткевич планировал написать ещё две части – непосредственно о самом восстании и его разгроме, под условными названиями «Броня» и «Голгофа». Сегодня бывшая улица Чкалова, где в одном из домов города Рогачев Владимир Семенович длительное время обретался, названа в честь писателя. Здесь сохранилась комната с немудреной мебелью – стулом и столом, на котором Короткевич писал по ночам, и даже его «дети» - плюшевые собаки. Ведь настоящих детей у писателя так и не случилось… Возле двора дома установлена памятная доска.
Минск – столичная «жиццё»
В главном городе родной Беларуси писатель обосновался с конца 1962 года. В 50-е ему было не до того, они отметились годами учебы в Киевском университете, в Москве – на Высших литературных и Сценарных курсах. Решив окончательно связать свою жизнь с писательством, Короткевич чрезвычайно много и упорно учился. Хотя недюжинный литературный дар был очевиден в нем чуть ли не с момента его первой публикации стихов в 1951 году в оршской районной газете.
И вот, наконец, Минск. Столица ему, члену Союза писателей СССР, сулила обустроенный быт, размеренную жизнь и возможность спокойно заниматься творчеством. Однако все наладилось далеко не сразу. Первым адресом столичной прописки Короткевича стала однокомнатная квартира в доме № 7 по улице Чернышевского, где он поселился с овдовевшей родительницей, к которой был очень привязан. В свойственной ему манере писатель тогда пошутил: «Дали мне квартиру новую… Пол склизкий, потолок низкий, коридор неосвещенный и этот, как его, совмещенный».
И возможно, что именно треклятый жилищный вопрос в конечном счете отразился на личной жизни Короткевича, ведь женился Владимир Семенович довольно поздно, только в 41 год. Его избранницей стала Валентина Брониславовна Никитина, преподаватель пединститута из Бреста. Своей супруге Короткевич посвятил роман «Черный замок Ольшанский» и ряд стихотворений. В 1973 году семья переехала в просторную квартиру в центре Минска – улица Карла Маркса, 36, в здание в стиле сталинского ампира, но здесь нет пока музея Владимира Короткевича, лишь в одной из комнат родственниками писателя свято хранятся его вещи и книги.
Чехов, Бунин, Джек Лондон, Томас Манн, Уилки Коллинз, Джозеф Конрад… По воспоминаниям друзей, прежде чем приступить к новому тексту, Владимир Семенович непременно перечитывал «Три мушкетера» Дюма. Расслабляясь и отдыхая, любил смотреть мультики. Но вот кинокритиком был весьма строгим и даже к своим кинолентам чаще придирался, сетуя на отсутствие полноценной национальной школы кинематографа. К слову, по произведениям Короткевича снято более 10 фильмов, поставлено 2 оперы и 6 пьес.
Минск, несмотря на пандемию, готовится отметить юбилей белорусского классика. В Музее истории белорусского кино пройдет персональная ретроспектива фильмов «Быy. Есць. Буду», в Национальной библиотеке Беларуси откроется выставка рисунков писателя, которых, по самым скромным подсчетам, насчитывается около 600 единиц. Планируется также выход персональной энциклопедии автора в одном из республиканских издательств. Несмотря на то, что жизненный путь Владимира Короткевича оборвался до обидного рано – писателя не стало в неполные 54 года, в сердцах миллионов людей он продолжает жить.
Источник: Постоянный Комитет Союзного государства