Новостные рубрики

Лукашенко принял участие в торжественном открытии нового участка третьей линии Минского метрополитена

10:45, 30 декабря

Фото: пресс-служба главы государства

Президент Беларуси Александр Лукашенко 30 декабря принял участие в торжественном открытии нового участка третьей линии Минского метрополитена. Это станции "Аэродромная", "Неморшанский Сад", "Слуцкий Гостинец", сообщает пресс-служба главы государства.

Новый участок метро проходит через жилой комплекс "Минск-Мир". Ранее Глава государства, ссылаясь на обращения граждан, высказывал претензии к застройщику. Александр Лукашенко поинтересовался, как сейчас обстоит ситуация с возведением жилья в этом микрорайоне.

Как доложил председатель Минского горисполкома Владимир Кухарев, 123 дома уже построено, еще 27 в работе. Застройщик возводит за свой счет школу и финансовый центр.

"То есть они выполняют все?" - уточнил Александр Лукашенко.

Городские власти заверили, что застройщик соблюдает все условия.

Президент напомнил, что люди жаловались на качество построенного жилья. Комитет госконтроля проверил объекты и выявил много нарушений, после чего застройщик был вынужден заплатить большие штрафы.

"Спрос должен быть со всех железный. Главное - это люди, - подчеркнул Александр Лукашенко. - "Дана" не "Дана" - не важно. Дом построил - должно быть качественно. Не качественно - переделывай".

Глава государства также потребовал от руководства города обратить внимание на магазины шаговой доступности - чтобы их не вытеснили крупные торговые сети.

"Маленькие магазины, ближе к людям - это нужно. А эти (крупные сетевые магазины. - Прим.) - смотри, чтобы они тебя в клещи не взяли. Тебе придется и цены смотреть (как будут формироваться), и выкладки, и перечень товаров должен соблюдаться. Какая бы сеть ни была, какие бы магазины ни были - чтобы было удобно людям", - обратил внимание Президент.

В этой связи он также рассказал, что в начале января планирует провести совещание с Правительством по выработке справедливого ценообразования. "Не сдерживанию цен. Может, даже не регулированию цен. Но должна быть справедливая формула ценообразования в Беларуси, чтобы не было так, как раньше: человек не успел зарплату получить - уже цены где-то выросли. Этого быть не должно. Вижу, что более-менее нормально. Но должна справедливая быть цена. Формула справедливого ценообразования - перед Правительством поставлена задача", - заявил Александр Лукашенко.

Глава государства добавил, что к этому вопросу должны подключиться и столичные власти, поскольку Минск всегда в авангарде данной работы. "Не надо на откуп все отдавать. Все должно быть под контролем, - подчеркнул Президент. - Люди обижаться не должны. Ценообразование должно справедливым быть. И так, чтобы бизнесмены и люди, которые торгуют и производят, не бегали за вами: разрешите нам повысить, разрешите то, разрешите это. Они сами должны знать, в каком коридоре они действуют. Поэтому вместе с бизнесом садитесь и вырабатывайте. В первых числах января доложите".

На станции "Аэродромная" Владимир Кухарев доложил о перспективах развития Минского метрополитена и планах по строительству новых станций. Строительство участка третьей линии Минского метрополитена от станции "Аэродромная" до станции "Слуцкий Гостинец" протяженностью 4,08 км было начато в августе 2017 года. Порядка 90% оборудования и материалов, использованных при строительстве, белорусского производства. В 2024 году столичный метрополитен перевез 249 млн человек. Ожидается, с вводом трех новых станций количество пассажиров вырастет до 260 млн.

"В целом три станции обошлось в Br832 млн. Один километр в долларовом эквиваленте - порядка $70 млн. У наших соседей получается в два раза дороже", - обратил внимание председатель Минского горисполкома.

"Немало, но никуда не денешься, - ответил Александр Лукашенко. - Никуда не денемся, в Минске надо делать метро настоящее, хорошее метро".

По словам Владимира Кухарева, в целом метрополитен занимает около 40% в общем объеме пассажирских перевозок в городе. В этом году количество перевезенных пассажиров выросло на 8%, выручка от реализации услуг прибавила 12%, а прибыль предприятия - 10%. Прибавила и зарплата у сотрудников метрополитена - в этом году она на 16% больше по сравнению с предыдущим годом. При этом работает на предприятии 4,6 тыс. человек.

"Сегодня это дотируемый вид транспорта, потому что себестоимость одной поездки - 2 рубля 12 копеек, по факту жители платят 90 копеек. Дотация идет из городского бюджета - порядка Br134 млн ежегодно", - рассказал председатель Минского горисполкома.

"Почти половину дотируем. Это не очень хорошо", - заметил Глава государства.

Говоря о строительстве новых станций, Президент потребовал нарастить темпы работ. "Все вроде хорошо, но медленно. Катастрофически медленно. Все познается в сравнении. Москва делает быстрее, а наши, как кроты, ковыряются под землей. Вроде бы и хорошо: Президент приехал, открыли... Надо быстрее - в два раза", - поручил он.

Владимир Кухарев также рассказал, что в столице уже начинают проектирование четвертой линии метро, это будет кольцевая линия.

"25 километров и 17 станций запланировано по генплану. Мы планируем, что с учетом строящегося большого микрорайона Северный берег и микрорайонов, где проживают свыше 800 тыс. человек (это Фрунзенский и Московский районы), после завершения "Парка Дружбы народов" (строящаяся станция третьей линии метро. - Прим.) будем начинать с этой стороны", - заявил председатель Минского горисполкома.

Пользуясь случаем, Александр Лукашенко поинтересовался, как идет застройка микрорайона Северный берег, соблюдаются ли планы. По словам Владимира Кухарева, микрорайон интенсивно застраивается, предпочтение инвестор отдал малоэтажной застройке.

"Что касается выставочного центра. Я не стал вас торопить по открытию. Но хочу предупредить, что выставочный центр должен быть от двери до конференц-зала построен, как они (иностранные инвесторы "Северного берега". - Прим.) обещали. Это за их счет, и никаких отступлений здесь быть не может. Там хороший проект, поэтому все нужно сделать", - сказал Глава государства.

Президент обратил отдельное внимание на благоустройство прилегающей территории и парковых зон: "Там же людям надо и куда-то выйти и отдохнуть. Пускай делают. Не бедные, во-первых, а во-вторых, это удобный проект. И бегать ко мне их даже не посылай".

"Выставочный центр должны сдать под ключ: и стоянки, и освещение - все-все. Чтобы это лицо было. Это же иностранная компания строит. Когда мы с Президентом в Эмиратах обсуждали эту тему (он меня инициативно спросил, как они работают), я не стал погружаться в детали, сказал, что работают хорошо. Поэтому все должны сделать как надо. Чтобы к 9 мая весь комплекс был сделан. То, что они обещали мне", - потребовал Александр Лукашенко. - Ко всем одинаковое отношение: к китайцам, к этим. Меня Си Цзиньпин тоже предупредил: если только, говорит, наши плохо работают, скажи мне".

"А то они бегают вокруг и начинают что-то доказывать: кто там ближе к Президенту, кто дальше. Ближе всех к Президенту в Минске - это ты и минчане", - обратился Президент к руководству столицы.

Глава государства напомнил и о своем требовании связать столицу с городами-спутниками: "Надо нам их тоже, где нужно, связать надежным метро, но уже не под землей, а поверху. И это они пусть строят, метрополитеновцы. Хорошие они ребята, но делают медленно. Будем стараться финансировать как следует".

Как рассказал Владимир Кухарев, чтобы увеличить темпы работ планируется купить второй проходческий щит "Алеся". Александр Лукашенко поддержал это решение.

Перед выходом на платформу станции "Аэродромная" Президенту вручили безлимитный проездной. "Если на пенсию пойду, уже в метро буду ездить с этой карточкой", - принял проездной документ Глава государства.

"Наталья Ивановна, у нас эти станции достойно выглядят?" - обратился Александр Лукашенко к Председателю Совета Республики и своему уполномоченному представителю в Минске Наталье Кочановой.

"Конечно. Все, кто к нам приезжает, говорят, что у нас великолепное метро. Нигде такого нет: чисто, аккуратненько", - ответила она.

Затем Александр Лукашенко принял участие в торжественной церемонии открытия нового участка Минского метрополитена. Она прошла в присутствии работников и строителей метро.

"К Новому году мы всегда дарим нашим людям какой-то подарок. И чем лучше он, чем богаче выглядит, тем более довольны наши люди. Я приехал для того, чтобы не только от своего имени, но и от вашего поздравить наших людей, особенно минчан, гостей столицы, - сказал Президент. - Сразу хочу сказать, чтобы вы не зазнавались, я предупредил мэра Минска и ваше руководство: делайте правильно, хорошо, без всяких излишеств. Не надо под землю загонять дворцы. Лучше мы сделаем станции достойно, попроще, но больше. Больше построим километров".

Александр Лукашенко отметил, что в настоящее время метрополитен ежедневно перевозит около трети населения Минска - это более 700 тыс. пассажиров. "Надо стремиться к половине. Минск должен быть хорошим, доступным, красивым городом, настоящей столицей нашей страны. Все поражаются. Прежде всего, как мне говорят, чистотой нашего метро. Так должно быть. Метро - бренд столицы, лицо. Поэтому должна быть чистота".

"Но я сказал, что я сделал замечание мэру Минска и вашим начальникам в том, что мы строим неплохо, но медленно", - подчеркнул Глава государства.

Он рассчитывает, что с поступлением на вооружение метростроевцев новой проходческой машины темпы удвоятся. "Председатель горисполкома сказал, что в будущем году поступит к вам на вооружение какая-то новая "Алеся" (проходческая машина. - Прим.), или как вы ее там назовете. Я не против, мы об этом давно говорили. И вы удвоите темп", - сказал Александр Лукашенко.

"В будущем году и не только - пятилетка целая - будет отдана качественному строительству, качественной работе. Готовьтесь к этому. Некачественно не будет. Любой президент, которого изберут, он все равно уже будет нацелен на качество. Это уже привычка нашего народа - чистота, качество. Это - главное наше достижение и наши бренды. К этому готовьтесь", - предупредил Президент.

Александр Лукашенко напомнил, что в свое время в 90-е ему предлагали закрыть и не строить метро, так как это очень дорого. "Должен вам сказать, что я серьезно над этим думал, потому что денег не было. Но Господь меня тогда надоумил, я сказал: "Нет, будем по метру строить в год, в день и так далее, но надо сохранить "Метрострой". Потому что это школа. Если бы мы ее тогда закрыли, сегодня все разбежались бы, молодежь бы в строительство под землю сюда не шла. И мы бы не умели строить метро. Далеко не все и не многие государства занимаются подобным строительством под землей. Это сложно, это школа. Вы лучше меня знаете. Поэтому, сохранив в свое время метро, мы имеем возможность сами строить недешевые километры. Но мы это делаем и будем делать", - заявил белорусский лидер.

Глава государства в связи с этим рассказал, какие дополнительные объемы работ предстоят метростроевцам, кроме самой подземки. Это связано с развитием городов-спутников Минска и транспортным сообщением со столицей. "Мы не будем застраивать Минск, как это делают другие города и расширять-расширять за кольцевую дорогу - задохнется Минск. Как я говорил, минчанам противно будет жить в этом городе. Поэтому принято решение, что мы будем строить города-спутники. Вы их знаете - Логойск, Дзержинск, Смолевичи… Но их надо соединить скоростными трассами. Поэтому будем планировать и присматриваться к тому, чтобы построить метро наземное (не под землей). Кто это будет делать? Вы это будете делать", - подчеркнул Президент.

"Поэтому ваш коллектив сегодня - это только начало. Нам надо удваиваться, нам надо больше внимания уделять строительству метро", - добавил он.

Александр Лукашенко поделился своими воспоминаниями, связанными со столичным метро. Одно из них связано с решением о продолжении строительства метрополитена, несмотря на имевшиеся в 90-е финансовые трудности. "Надо было дать толчок развитию строительства метро. Я помню, один из первых субботников мы проводили в метро, что-то строили под землей", - сказал Глава государства.

Второе воспоминание связано с попыткой забастовки машинистов метрополитена. "Я был совсем еще молодым Президентом, когда ваши родители меня избрали. И у нас катавасия (в стране. - Прим.) была приличная. Если бы не милиция, то вряд ли бы выдержали - там машины переворачивали и прочее-прочее. И очень активно тогдашняя оппозиция пользовалась "услугами" метрополитеновцев. Я помню, уговорили (плохая страница, это не показывают) ваших родителей выступить в поддержку оппозиции и остановили летом метро. Жара бешеная - за 30 градусов - метро не работает. Все люди на поверхности. Естественно, автобусов не хватало, всего тогда не хватало", - вспомнил те события Президент.

При этом, как рассказал Александр Лукашенко, метрополитеновцы тогда на фоне экономических неурядиц получали приличную зарплату - в 3-5 раз выше, чем в стране.

"Минск запрудил народ. Страшно было смотреть на улицы. Но я сказал: "Никому не кланяться! Ни в коем случае! Не хотят работать - не надо". Вместе с тем Глава государства понимал, что метро надо оперативно запустить в работу и обратился за помощью к железнодорожникам, которые оказали ему поддержку. "Учитывая, что это мои друзья на железной дороге, у меня мать работала на железной дороге. И железнодорожники знали, что Президент - это железнодорожник, образно говоря", - сказал он.

Поначалу у руководства железной дороги были сомнения, ссылались на то, что "под землей ездить не умеют", и тем более сложно обеспечить интервал движения поездов в 2-3 минуты. Я говорю, хорошо, делайте 5, но метро должно работать. Через сутки и 2 минуты интервал был. Железнодорожники поехали", - рассказал Президент.

По прошествии небольшого времени и бастующие машинисты метрополитена захотели вернуться к работе. "Я в Доме правительства тогда располагался, - отметил Александр Лукашенко. - Смотрю, идет огромное количество людей. Впереди мужики, сзади - женщины. С метелками, палками, гонят перед собой мужиков. Я спрашиваю: "Что такое?" А это жены выгоняют машинистов на работу. Я говорю: "Нет, они не хотят работать. Не хотят - не надо". И дня три я запретил брать их на работу".

"Вы ушли - уходите! Как сегодня беглые. Уехали за границу. Посудомойками им предложили работать - врачам, учителям. - А мы не хотим посудомойками. - Ну тогда идите на улицу. Просятся обратно. Поэтому создали под руководством Генпрокурора комиссию - идите, объясняйтесь. Если не взрывали, не поджигали метро, упаси господь, приезжайте, работайте. Но если совершили правонарушение или закон нарушили - отвечайте. Вот точно так было с машинистами", - провел аналогии Глава государства.

Вместе с тем Александр Лукашенко отдавал себе отчет в том, что, забрав с железной дороги несколько десятков лучших работников, тем самым оголили эту сферу. Поэтому спустя несколько дней машинистов метро взяли обратно. "Я понимал, что эти заблудшие люди не все плохие. Через неделю я их взял на работу обратно. И это были самые надежные, самые крепкие, наверное, самые преданные люди", - отметил Глава государства.

"Вот я вспоминаю этот случай, когда машинисты хотели показать, что без них ничего существовать не может. Будет существовать! И без машинистов, и без строителей, и без Президента этого. Свято место пусто не бывает. Все будет существовать. Поэтому помните это и цените эти метры не только под землей, но и наверху, где нам придется жить и нашим детям", - призвал Александр Лукашенко.

Он поздравил с наступающим Новым годом присутствовавших на церемонии работников метрополитена и метростроевцев, пожелал здоровья им, а также их родным и близким, особенно детям.

Руководители минского метрополитена и "Минскметростроя" Алексей Шилов и Василий Косовец поблагодарили Александра Лукашенко за многолетнюю поддержку развития метро. "Мы, работники метро, сделаем все для комфорта и безопасности наших пассажиров", - заверил директор метрополитена.

На церемонии также выступил ветеран метрополитена Иван Овсяник - первый машинист столичной подземки. От имени коллектива он вручил Главе государства памятный подарок - книгу, изданную к 40-летию со дня пуска минского метрополитена.

"На ветерана не тянет. Он сам еще может прекрасно управлять такими красивыми и мощными поездами", - заметил Александр Лукашенко.

После торжественной церемонии открытия нового участка Минского метрополитена Президент отправился на поезде метро осмотреть новые станции.

"Спасибо вам за то, что вы дали мне возможность перед Новым годом сделать эти подарки нашим белорусам. Ну и нам, конечно. Я тоже не все время буду в автомобиле раскатывать по Минску. Мне уже карточку вручили. Когда-то я и в метро приду. Вы уже меня прокатите. Наверное, что-то я сделал для этого строительства. Поэтому давайте вместе будем планировать развитие этого дорогостоящего, но очень нужного, удобного вида транспорта для наших минчан", - обратился к метростроевцам и сотрудникам метрополитена Александр Лукашенко.

"Поехали!" - сказал он, махнув рукой перед заходом в поезд.

Завершение нового участка третьей линии позволяет обеспечить скоростной транспортной связью с другими районами города жилой район Курасовщина, а также район "Минск-Мир".

На третьей линии метрополитена предусмотрены технологические решения нового технического уровня, высокая автоматизация процессов управления и контроля инженерного оборудования, внедрены интеллектуальные системы управления движением поездов, оплаты проезда, пожарной безопасности, новые средства передачи и обработки данных о работе всех систем метрополитена. Для обеспечения безопасности пассажиров на станциях установлены устройства платформенных барьерных ограждений (двери автоматические станционные). Традиционно на станциях использованы разные интерьерные решения.

Другие материалы в категории «Тема дня»

Лукашенко в канун Нового года посещает Минскую областную детскую клиническую больницу

10:49, 31 декабря

Лукашенко принял участие в благотворительном празднике в рамках акции "Наши дети"

11:25, 27 декабря

Лукашенко принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета

17:33, 26 декабря

Лукашенко и Путин провели двустороннюю встречу после неформального саммита СНГ

14:22, 26 декабря