Стоппе: образованный индивид – это барьер для лавины фейков
17:27, 18 декабря
Наиболее эффективным инструментом обеспечения информационной безопасности личности являются не законодательные, не технологические методы, а образование людей. Таким мнением поделился начальник отдела контроля, аналитического и организационного обеспечения работы с документами Организационно-аналитического Департамента Постоянного Комитета Союзного государства, профессор МГИМО Александр Стоппе в ходе IV Международной конференции «Киберстабильность: подходы, перспективы, вызовы».
- Поделиться в Facebook
- Поделиться ВКонтакте
- Поделиться в Twitter
По мнению Александра Стоппе, наиболее эффективным инструментом обеспечения информационной безопасности личности являются не законодательные, не технологические методы, а образование людей. Можно выстраивать какие угодно «защитные экраны», принимать законы, но информационная безопасность личности не возможна без собственной ее защиты через знания и этическую составляющую воспитания.
Социальная сеть в определенной степени – тоже толпа, только виртуальная. Фейковая новость размножается стремительно, при этом зачастую рождаются преувеличенные ложные слухи, разносимые «со скоростью взгляда и движения компьютерной мыши». Скорость этого распространения тоже зависит от уровня образования. Каждый образованный индивид – это барьер для лавины фейков. Можно предложить простую формулу: чем выше уровень образования человека, тем ниже уровень воздействий на него фейковых информационных вбросов, а значит, и их конфликтогенное воздействие.
Отдельной темой должен стать процесс подготовки программистов. Очень важно, что это за люди, ведь это они создают программный продукт. Он может быть разным, и многое будет зависеть от совести, представлений о морали конкретного программиста. А его этому где-нибудь учат? Нигде, если только в семье.
Очевидно, что влияние информационного воздействия особенно сильно в среде молодежи, которая выросла в виртуальном мире, получает в нем знания, поэтому больше верит информации, поступающей из интернета, чем из официальных источников. При этом приходит новое поколение, так называемое поколение «Z», зуммеры, зеты, центениалы, существенно отличающегося даже от тех, кто родился в конце 90-х годов.
Ключевые слова для характеристики поколения «Z» – интернет, цифровизация, социальные сети, клиповость, предпочтение онлайн общения перед офлайн, а если онлайн, то как можно масштабнее, фрагментарность восприятия, шеринг, приоритет получения впечатлений перед приобретением вещей.
Для них главное – движение, участие, самореализация. Выбора у них во всем больше, чем у предыдущих поколений: с кем общаться, где получать информацию, какую музыку слушать, какие бренды носить. Для них слова песни Игоря Цоя: «Перемен требуют наши сердца. Мы ждем перемен!» – руководство к действию.
Они уверены, что все найдут в интернете. При этом, как говорят психологи, утрачивается необходимость в запоминании за счет расширения навыков оперативной памяти, которая способствует умению работать с большим количеством источников информации, но снижает способность комплексно и стратегически мыслить.
Вот на эту молодежь и направлены в первую очередь «залпы» информационной войны, причем в родной для них информационной среде. Именно поэтому молодежь становится основной «критической массой» любых цветных революций.
Основная защита, по убеждению Александра Стоппе, должна исходить от самого человека, потому что самый высокий уровень доверия – это доверие к самому себе. И тут мы возвращаемся к основному тезису: образование – вот приоритет в противодействии негативному информационному воздействию.
Редакция soyuz.by / Постоянный Комитет Союзного государства