Новостные рубрики

На Поклонной горе появится брестская Цитадель, наступающие фашисты и знаменитая надпись «Умираем не срамя»

15:27, 12 марта

Фото: Атака немцев на Цитадель - холст по заготовленным ранее эскизам расписывают на месте

В рамках экспозиции «Подвиг народа» в Музее Победы группа «Невский баталист» создает панораму обороны Брестской крепости.

Творческий хаос

Несколько мгновений казалось, что я нахожусь в каком-то заброшенном, под снос, строении с облупившейся штукатуркой, размазанной грязью и отколотыми кусками кирпичей. Что это за парни и девушки с кистями и валиками, они пытаются облагородить эти руины!? Словно прыжок в прорубь приходит осознание факта, что руины — это как раз творение рук этих парней и девушек, что мы лишь куском ткани отгорожены от сверкающих залов Музея Победы на Поклонной горе. Разводы, сколы и трещины на этих бутафорских стенах — это как раз плод напряженного творческого труда.

В соседнем зале стоит какой-то танк с оторванной башней. Оказалось, это макет бронемашины БА-3 30-х годов, а башню просто не успели закрепить. Рядом скульптура и советского воина с пробитой на спине гимнастерке. В зале дальше на полу лежат скульптуры памятника «Тысячелетию России», кто-то вырезает из пенопласта резной наличник, кто-то вписывает фигуру фашиста в гигантский, во всю стену, холст. Если до того я и представлял творческий хаос, так точно не таких масштабов! 

- Все, что вы здесь видите, мы делаем своими руками специально для этой экспозиции, - говорит специалист по экспозиционно-выставочной деятельности группы «Невский баталист Ульяна Мазурова. - Когда в сентябре мы начали работы на месте, здесь был просто огромный зал. И ничего внутри.

Бронемашина БА-3 и башня: которая будет на ней стоять

Бронемашина БА-3 и башня: которая будет на ней стоять

«Невский баталист» - это группа художников из Санкт-Петербурга во главе с Дмитрием Поштаренко. Они создают панорамы и диорамы, посвященные Великой Отечественной войне. Вот и это пространство хаоса в Музее Победы к 9 мая станет новой постоянной экспозицией под названием «Подвиг народа». Здесь на 3 тысячах квадратных метров раскинутся панорамы обороны Брестской крепости, эвакуации заводов в тыл, полевой госпиталь, партизанский отряд, разграбленный Новгород 1944 года и даже студия Левитана. Художники «Невского баталиста» делают только Брестскую крепость и Новгород. Именно по ним Ульяна Мазурова устраивает для меня импровизированную экскурсию.

Переход от мира к войне

В этой воссозданной реальности Брестская крепость, как и в реальности настоящей, станет вратами, ведущими в выпуклый трехмерный мир самой страшной войны.

- Это символ начала войны, - говорит Ульяна Мазурова. - Согласно научной концепции, разработанной музеем, мы должны сосредоточиться на судьбе гражданских, оказавшихся в крепости утром 22 июня. Их немало - семьи военных, вольнонаемные, госпиталь. И мы представляем крепость скорее не как объект фортификации, а как военный городок. Должен получиться собирательный образ из мест и фрагментов крепости в первые часы войны. Ведь Брестская крепость — это 4 гектара, 4 острова, на каждом из которых происходили свои события, о которых те, кто находился на соседнем участке, могли и не подозревать. Здесь мы идем единым маршрутом, но если найти эти фрагменты в крепости, они разбросаны по всей территории.

Обшарпанные стены, отвалившаяся штукатурка... Все это результат напряженной работы художников

С помощью Ульяны мы погружаемся в весь ужас первых часов войны. Картинам еще предстоит появиться, но сами описания заставляют содрогнуться. Вот жилая комната, в ней все дышит миром и покоем. Словно мама только что заправила постель и налила крынку молока. А в небе за окном — черный дым и вражеские бомбардировщики, словно стая саранчи, заполнили небо. Это мгновенный переход от мира к войне: только ты жил и был счастлив, а сейчас выглянул в окно…

А в комнате рядом будет взрыв. Камни и железо разлетятся на холсте за спиной людей, бегущих на нас и ищущих спасения. Зрелище будет — дух перехватит! Я это спинным мозгом чувствую.

- Следующий интерьер — собирательный образ казармы, - продолжает Ульяна. - В окне — мост и дорога в город. Пока здесь только основа рельефа, но будет скульптура бойца, который от реки бежит с котелком воды. Боец пытается забраться в окно, но сзади в спину бьет пулемет. Мы видим сцену в тот момент, когда боец внутри перехватывает котелок. А тот парень снаружи только начинает падать, хотя уже убит. По мосту, кстати, еще идет движение. Из города бегут командиры, стремящиеся попасть в свои части. А им навстречу люди идут в город. А чуть в стороне, возможно, будут немецкие десантники. Они высадились с лодки и идут прямо на нас.

По художественному замыслу, гимнастерка на спине бойца пробита вражеской пулей

Без единого штаба

Художники стараются максимально придерживаться реальных событий, местности, интерьеров. Но соблюсти документальную точность невозможно, это понимают все. Главное - создать трехмерный образ, который поможет почувствовать, каково на самом деле было людям в те первые часы катастрофы.

- Раз наша главная тема — гражданские в крепости, - продолжает Ульяна, -  значит временной отрезок — именно 22 июня. Ведь большинство гражданских были внутри только до 23 июня. А потом немцы дали им возможность сдаться. Фашисты чередовали массированные обстрелы с периодами тишины. И в тихий период вещали по громкоговорителям: «Сдавайтесь, мы гарантируем жизнь». И большинство гражданских вышли. Ведь было самое начало войны, никто еще ничего не знал и не понимал. Решением большинства находящихся в крепости гражданских собрали и вывели. А в первый день гражданские прятались в подвалах и закутках, кто-то помогал обороняющимся, подростки искали боеприпасы, продукты, перевязывали раненых. И мы стараемся все это собирательно отобразить.

В те первые часы вообще царила страшная неразбериха. В разговоре я заикнулся о передовой, и Ульяна окинула меня уничтожающим взглядом. Потому что никакой передовой не было, никто не ждал, не знал, не подозревал… Воскресенье, кто-то в увольнении, командиры с семьями в городе, договор о ненападении, войны не может быть... И вдруг - обстрел, бомбардировка, вражеские армады...

- В одночасье мирная жизнь превратилась в ужас, каждый занимал оборону там, где стоял, - говорит Ульяна. -  Образовалось множество очагов обороны - где-то командир оказался на месте, где-то встретились бойцы из одного подразделения, где-то просто нашелся решительный боец, объединивший людей вокруг себя. Такие очаги были по всей крепости, о каких-то из них мы до сих пор ничего не знаем, потому что некому о них рассказать. Например, немцы упоминают о случаях сопротивления на южном и западном островах. Но там никто не выжил, некому рассказать, что там происходило. О других очагах больше информации. Например, участок, где сражались командир обороны одного из участков Цитадели Иван Зубачев и комиссар Ефим Фомин в Цитадели (центральный остров, почти по всему периметру которого расположены казармы). О нем известно больше, потому что кто-то выжил, были найдены документы. Но единого штаба, центра обороны крепости не было.

Многие элементы интерьера изготавливаются на месте из пенопласта

Эта панорама — уже третья

Для группы «Невский баталист» экспозиция в музее Победы - уже третий опыт работы над темой Брестской крепости. Первая панорама была в Рязанской области, на родине того самого Ивана Зубачева.- Эта панорама открылась в 2017 году, она работает до сих пор, - говорит Ульяна Мазурова. - Там частично интерьер казармы, частично — двор Цитадели. А еще одна экспозиция была в Бресте. Но она совершенно другая, там были абсолютно другие условия и задачи. В Бресте совсем небольшое помещение — 6 небольших комнат по 30-40 квадратов каждая. Экспозиция посвящена не только обороне 1941 года, но и строительству, модернизации, Первой мировой и так далее. В принципе, в Бресте и здесь, в Москве, работа очень похожа. И там, и там мы действуем в рамках концепции, разработанной музеем. Но в Бресте экспозиция фрагментарна, а здесь это единое пространство, оформленное исходя из единой идеи.

Помог ли этот опыт в работе над нынешним произведением? По словам Ульяны, многие вопросы, связанные, к примеру, с подбором материалов, уже отточены до мелочей. Но нюансы все равно есть. Ведь здесь нужно запечатлеть сцены, за которые раньше и не брались.

Эта фигура замерзшего немецкого солдата - из зала с панорамой "Новгород"

Вот, например, госпиталь на южном острове. Там на момент начала войны почти не было военных. Была полковая школа, немного пограничников, но в большинстве своем — медики и пациенты. Немцы сначала не встретили на южном острове сопротивления. Но потом и там появился очаг обороны. Однако в нынешнюю экспозицию вошло самое начало - пожар после обстрела, врачи, выносящие раненых из огня.

- А вот кусочек подвала, здесь мы постараемся воссоздать реальный фрагмент стены в подвале Белого дворца с надписью «Умираем не срамя», - рассказывает Ульяна. - Здесь же будет скульптура бойца, который из последних сил выводит эти слова. У тех, кто находился в этих подвалах, была, наверное, самая трагическая судьба. Там были раненые, женщины, дети. 23 июня, когда немцы снова бомбили крепость, взрывом обрушило перекрытия - и выходы завалило. Люди не смогли выбраться и погибли.

В главном зале изображен двор цитадели. Внутри тот самый макет бронемашины Б-3 без башни. А на холсте — немцы, они бегут на нас, поливая огнем из автоматов. Здесь же будут скульптуры немецких солдат — это первые штурмовые группы, которым удалось проникнуть внутрь Цитадели буквально в первый час. Впрочем, ничего хорошего для немцев из этого не вышло.

- Фашисты вошли в Цитадель, когда наши части в казармах только приходили в себя, - говорит Ульяна. - А потом наши бойцы сумели организоваться и дали отпор штурмовым группам. Это удивительно: уже в первые часы немцы сами оказались в окружении. И были там до 24 июня. И ситуация для этих немцев была достаточно тяжелая. Они не могли выйти и попадали под обстрел - и наших войск, и своих.

КСТАТИ

Князь Владимир на снегу

Группа «Невский баталист» была создана в 2013 году в Санкт-Петербурге. Автор трехмерных панорам и диорам – Дмитрий Поштаренко. Среди участников команды – члены поисковых отрядов, «Поискового движения России», при создании экспозиций используется опыт поисковой работы.

Первым проектом команды «Невский баталист» было создание временной выставки «Прорыв» в выставочном зале музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» в г. Кировске Ленинградской области. Экспозиция принимала посетителей с 27 января по 18 мая 2014 г., была посвящена боям на Невском пятачке. С тех пор художники группы создали 14 панорам и диорам в 8 городах.

Кстати, в выставке «Подвиг народа», кроме Брестской крепости группа «Невский баталист» делает еще одну сцену.  Условно она называется «Новгород», но на самом деле посвящена преступлениям фашистов на оккупированных территориях. И в первую очередь - против культурных ценностей.

- В Новгороде пострадало огромное количество церквей и древнего наследия — иконы, книги, утварь. - говорит Ульяна Мазурова. - Из Новгорода немцы хотели вывезти памятник «Тысячелетие России», они демонтировали скульптуры, но вывезти не успели, потому что наше наступление выбило их. Есть целая серия фотографий, когда эти огромные скульптуры в беспорядке раскиданы в сугробах по территории новгородского Кремля. Три из них, в том числе скульптуру князя Владимира, мы постарались воссоздать в нашей экспозиции.

В ТЕМУ

Фильмы для «Подвига народа» снял Игорь Угольников

«Подвиг Народа» - масштабный проект, которому нет аналогов в отечественной музейной практике. Сочетание уникальных экспонатов, спецэффектов и декораций, воссозданных с потрясающей достоверностью, погрузит посетителей в атмосферу военного времени. Они не просто узнают исторические факты, но и эмоционально прочувствуют события того далекого времени.

Как рассказали нашему сайту в пресс-службе Музея Победы, экспозиция разместится на площади более 3 тысяч кв. метров и будет включать около 7 тысяч экспонатов, а также современные мультимедийные комплексы. В обновленном музейном пространстве представят вклад в Победу тружеников тыла, деятелей науки и культуры, рядовых граждан страны.

Отдельные пространства новой экспозиции посвящены эвакуации предприятий на восток страны, спасению культурных ценностей, работе лучших умов Советского Союза над передовыми открытиями и изобретениями. Здесь можно будет увидеть студию, откуда Юрий Левитан читал сводки Совинформбюро. Благодаря трехмерным проекциям одна из зон экспозиции погрузит посетителей в атмосферу кабинета Иосифа Сталина и покажет, как принимались судьбоносные для страны решения. И, конечно, Музей не обойдет одну из самых эмоционально сложных тем — концентрационные лагеря.

Эффект «погружения» будет достигаться аудио- и визуальными решениями. Например, с помощью фильмов-реконструкций событий, которые будут демонстрироваться на стенах экспозиционного пространства. Серия таких фильмов сейчас специально снимается по заказу Музея Игорем Угольниковым.

На площадке появятся новые трехмерные панорамы «Брестская крепость, 1941» и «Великий Новгород, 1944», поражающие своей исторической аутентичностью. «Невский баталист» также выполнит скульптурные композиции для разделов «Чудо эвакуации», «Оккупация», «Освобождение Европы» и др.

В трехмерных панорамах также развернется Исторический театр. Актеры в аутентичных образах познакомят гостей с бытом военной поры и покажут фрагменты исторических событий, представленных в новой экспозиции.

Автор: Евгений ВЛАДИМИРОВ

Фото автора

Другие материалы в категории «Союзное государство»

Рапота: каждая из стран Союзного государства выбрала свой подход в борьбе с коронавирусом и важно уважать это решение

12:34, 4 июня

Ученые Беларуси и России обсудят научные исследования по разработке новых технологий лечения COVID-19

11:01, 4 июня